Студентов-комсомольцев «Механа» долго агитировать не пришлось, а сотрудники спортивной и военной кафедры института составили «штаб» пробега. Выбранный маршрут - Ижевск-Можга-Менделеевск-Елабуга, Ленино-Кокушкино- Казань- Ульяновск был рассчитан на трое суток движения. При этом вся команда (60 спортсменов) делилась на 3 группы: пока одна группа бежала, другая уезжала вперед, бегуны отдыхали и готовились в свой час выйти на трассу. Все 1200 км. маршрута пробег не останавливался ни на минуту, ни днем, ни ночью: каждый участник пробегал 1 км и передавал эстафету другому. Три автобуса сопровождения предназначались для бегунов, и еще один – для артистов агитбригады, которая во всех населённых пунктах маршрута проводила лекции, беседы и дала 4 концерта.
Первым командиром пробега стал подполковник военной кафедры ИМИ Вячеслав Викентьевич Чернушевич - тот самый легендарный подполковник, подразделение которого сбило 1 мая 1960 г. американский самолет-разведчик Пауэрса. По его словам: «… самым сложным было четко рассчитать время прибытия в определенный пункт. Исходили из средней скорости передвижения без учета особенностей трассы. И все-таки опоздания были минимальными - 20-30 минут. В основные пункты - Можгу, Менделеевск, Елабугу, Ленино-Кокушкино, Казань, Ульяновск - прибыли точно по графику. Везде нас встречали чрезвычайно тепло, так что мы и впрямь чувствовали себя героями. И наш пробег был все-таки уникален: днем и ночью трое суток эстафетная палочка без единого перерыва была в движении...»
Проблема была еще и в том, что Удмуртия в те годы была оторвана от «большой земли»: более-менее хорошая дорога шла до Алнашей, а уже до Мамадыша (Татария) автобусы до асфальта то и дело на буксире тащил трактор.
Финиш в Ульяновске стал настоящим праздником. Ульяновцы, читая на автобусах сопровождения бортовые таблички «Ижевск-Ульяновск», расспрашивали кто такие, с восторгом и удивлением восклицали: «Во дают! Молодцы, студенты!».
«…Сказать, что на трассе было тяжело, холодно и не очень сытно, что в ходе безостановочной передачи палочки днем и ночью обходились практически без сна - это все равно, что ничего не сказать», - рассказывали потом участники пробега на страницах институтской газеты « Механик». – «Но необычно и фантастически интересно было все, что происходило с нами во время пробега», «…после пробега мы все словно стали выше ростом».
С тех пор команда легкоатлетов ИМИ каждый год совершала пробеги в один из городов-героев страны, финишируя 9 мая у памятников воинской славы. Были «механики» у стен легендарной Брестской крепости, на берегу Черного моря в Одессе, в городах-героях Киеве, Керчи, Севастополе, Новороссийске, Смоленске, Ленинграде, Москве, Волгограде… В пробегах участвовали студенты и преподаватели, ветераны войны, спорта и труда, группы вузовских артистов, журналисты газеты «Механик», хозяйственники и медики. Потом к студенческим пробегам присоединились работники НИТИ «Прогресс» и завода «Буммаш», а Ижевский автозавод, кстати, однажды отдал студентам для пробега свои новые образцы машин.
«Бежали не просто с удовольствием, это было захватывающее действие: даже шоферы, которые вели автобусы, включались в пробег: кто-то из студентов вел в это время автобус, а шофер бежал вместо него…», - вспоминает сегодня академик А. М. Липанов. И везде ижевчан ждал радушный прием и удивление жителей: «Да как вы смогли пробежать в такие сжатые сроки такое громадное расстояние?» «Смогли, ради памяти отцов и дедов… Смогли, потому что мы – из ИМИ!» – отвечали «механики».
В каждом пробеге, конечно, был свой маршрут, свои трудности, свои герои, свои незабываемые встречи и события.
Город-герой Ленинград, 1979 год. В команде 40 спортсменов, в том числе, наравне со студентами бежали в эстафете и ветераны Отечественной воины. Сопровождают команду артисты группы ИМИ «Меридиан».
Стартовали от Вечного огня в Ижевске 1 мая и далее - через Казань, Чебоксары, Горький, Москву, Калинин, Новгород. Дали 9 концертов, читали лекции об Удмуртии и ее столице, об ИМИ. Встречались со студентами Горьковского института водного транспорта, Владимирского, Ленинградского политехнических институтов, воинами гарнизона Казани, учащимися ГПТУ Ленинграда и Чебоксар, слушателями школы милиции Елабуги.
Финишировали в Ленинграде: возложили цветы к памятнику Победы и на Пискаревском мемориальном кладбище. Побывали в Эрмитаже, на Дворцовой площади, у Смольного, на легендарном крейсере «Аврора». Потом отправились в Москву - к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата. Встречались со столичными журналистами и даже дали интервью на московском радио, а 14 мая состоялся прием в ЦК ВЛКСМ, на котором участникам пробега из Ижевска были вручены вымпел ЦК ВЛКСМ и памятная медаль.
Город-герой Брест, 1981 год. Пробег был посвящен 40-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Первая команда в первый день бежала 2 этапа, то есть около 250 км - и это на 11 человек! Финишировали ранним утром 22 июня у стен легендарной Брестской крепости, ровно через 40 лет после того зловещего первого дня войны .
Город-герой Одесса, 1982 год.Команда шестого по счету агитпробега была, как никогда, сильной и сплоченной. Был установлен рекорд всех пробегов: спортсмены преодолели 3058 км за 172 часа, пробегая каждый километр в среднем за 3 мин 40 с.!
Из воспоминаний участника пробега В. Девятова: « Километры... Сколько их было на пути: трудных и легких, днем и ночью, под солнцем и в дождь. Нашей команде предстояло 3 ночных этапа, и еще одно неожиданное испытание: пришлось пробежать дополнительных 100 км за 3-ю команду – вот эти 100 и стали настоящей проверкой силы воли каждого из нас. С полуночи до 7 утра - часы борьбы со временем и усталостью, со сном и самим собой; не будь рядом ребят, которые стали тебе родными, мы бы вряд ли их преодолели… Дружба - наша общая победа, - вот что не забудешь никогда!»
В Одессу вбежали солнечным утром 9 мая. Впереди участников эстафеты - машина местного ГАИ, из которой громко объявляют: «Финиширует эстафетная команда спортсменов из Ижевска. Пробег посвящен Дню Победы и городу-герою Одессе». Одесситы останавливаются, машут руками, ветераны - все в орденах, - долго смотрят ребятам вслед, женщины-ветераны плачут: «С победой, ребята! Молодцы!»
А в городе - праздник: сверкают медали и ордена, развеваются ленточки бескозырок, вокруг – улыбки и песни. На одесской аллее Славы, которая ведет к памятнику Неизвестному матросу, - живое море людей и цветов. Этот движущийся поток цветов плотно окружает ижевчан, и только узкая дорожка указывает путь к памятнику... Финиш! Спортсмены возлагают к подножию памятника цветы и застывают в минуте молчания.
Эстафета завершилась, и впереди - отдых в Одессе, поездка в село Нерубайское, где в катакомбах сражались партизаны, экскурсия по городу, знаменитая Дерибасовская, один из лучших театров Европы - Театр оперы и балета. А вечером — салют!
В 2003-м году, забытая в годы перестройки, традиция пробегов ИМИ –ИжГТУ возродилась вновь и в новом качестве. Ректоры двух технических университетов – Ижевского государственного и Белорусского национального – предложили организовать Первый международный пробег, посвященный нашей общей Победе. Маршрут пробега: Ижевск, Можга, Елабуга, Мамадыш, Новочебоксарск, Чебоксары, Лыськово, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Смоленск, Минск. Состав команды - до 20 человек, и поэтому часть маршрута будет преодолена на автобусе.
Второго мая 2003-го года спортсмены ИжГТУ стартовали из Ижевска от Вечного огня, на границе с Белоруссией к ним присоединились спортсмены БНТУ, и, накануне 9 мая, объединенная команда прибыла в Минск.
А в 2008 году в V Международном студенческом пробеге Минск - Ижевск участвовали студенты и преподаватели уже трех технических университетов - ИжГТУ, БНТУ, НГТУ (Нижегородский техуниверситет). По традиции, в оргкомитет пробега со стороны ИжГТУ входят представители Общества белорусской культуры в Удмуртии «Батьковщина» и Федерации легкой атлетики в Удмуртии. Маршрут международного студенческого легкоатлетического пробега ежегодно чередуется, и, пожалуй, только юные первокурсники переспрашивают у старших: «А этой весной мы бежим в Минск или Минск к нам?». Зато опытные участники пробегов, - спасибо сотовой связи и вездесущему Интернету, - дружат и общаются с друзьями и коллегами вопреки любым границам и расстояниям.
Сегодняшние студенты, так же, как и студенты 70-х, всегда возвращаются из пробегов, полными самых ярких впечатлений. Конечно, для молодых ребят это возможность многое узнать, найти новых друзей и испытать самого себя. Но это не просто спортивное и развлекательное мероприятие, так же как День Победы – не просто красивый праздник и знание курса истории.
В этом году 4 мая из Республики Беларусь стартует двенадцатый международный студенческий легкоатлетический пробег по маршруту Минск – Нижний Новгород – Чебоксары – Елабуга – Ижевск, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Участники пробега Победы в 2015 году – пять вузов: Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Белорусский национальный технический университет, Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева, Чебоксарский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт).
9 мая участники пробега примут участие в торжественных мероприятиях, которые состоятся в Ижевске в честь Дня Победы – в республиканском митинге у Монумента Воинской и Трудовой Славы и возложении цветов к Вечному Огню, параде на Центральной площади, в Эстафете мира и других праздничных событиях столицы Удмуртии.
10 мая студенческий легкоатлетический пробег продолжится по маршруту Ижевск – Воткинск. Объединенная команда вузов стартует с площади перед ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, и в 14.00 финиширует в Воткинске, где состоится митинг у Монумента Славы. Далее гостей республики встретит гостеприимный учебно-спортивный центр ИжГТУ "Галёво", расположенный на берегу Камы в Воткинском районе УР.
* Первый пробег «бауманцев» в Брест, посвященный 30-летию Победы, состоялся в 1975 году. Традиция пробегов у москвичей прервалась в 80-е годы, и возродилась спустя 20 лет, в канун 175-летия МГТУ им. Н.Э.Баумана.