Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
В январские дни военного 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики XX века.
Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 г. и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 г.
Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов.
В период с 1942 по 1944 годы в строительстве приняли участие все 29 районов Удмуртии. Максимальный выход был организован в июне-июле 1942г., когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
Сохранившиеся в Центре документации новейшей истории УР воспоминания участников строительства рассказывают о суровых военных буднях, восстанавливают историческую правду о линии Ижевск — Балезино.
«Колхозу было дано задание: посылать всех на строительство дороги, — вспоминала Зоя Степановна Бизимова из Глазовского района. — Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на наши женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду... Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству: в Яру, Омутнице, Андрейшуре... Женщины почти что вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. В начале ездили на лесозаготовки — рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще трудней. Земля мерзлая, ломом не берется, аж искры летят, когда долбишь её. Землю возили на лошадях. Лошадь у меня бойкая была, все старалась убежать, несколько раз я с саней падала, даже в речку 2 раза... Деньги мы не получали — они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивались. У меня лапти износились, а купить не на что — стоят 10 рублей. Надрала я лыка и сама сплела, жизнь всему научит. Было голодно, но мы были все молодые, здоровые и никогда не унывали. Работали хорошо, а по вечерам отдыхали, даже ходили на танцы. В деревнях было много пустых домов, мы в них заходили, топили печь, пели песни, смеялись, шутили, танцевали под балалайку...»
«Условия труда и содержания рабочих были тяжелые, — рассказывал в своих воспоминаниях Ахат Гарипович Касимов из Балезинского района, — а именно не было никакой техники... Спецодежды никакой не получали... Питание было плохое. Одежда и обувь у нас не просушивались. Часто болели простудными заболеваниями, поэтому многие умерли от болезней и голода. Работали по 12 часов — с 6 [утра] до 18 часов [вечера]... В зимний период обмораживали ноги и руки».
Валентина Михайловна Корепанова из Балезинского района вспоминала: «...Народу было видимо — невидимо со всех деревень нашего района и из других районов. Землю на подъем насыпи возили на лошадях, запряженных в 2-х колесные тачки, работали старики и подростки. Есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляска, играла гармонь, а кто-то и плакал, видя проходившие санитарные поезда с ранеными и с военным грузом. Насыпь железнодорожного полотна повсеместно была поднята в течение одного месяца — июня 1942 г., и сразу же возили и слали шпалы».
Отдельные участки земляного полотна получили наименование работавших на них районов. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Эти участки трассы районы целиком заканчивали сами. Укладка пути производилась одновременно с севера и юга.
«...На Балезинском участке лес был непроходимый, — вспоминал Вениамин Игнатьевич Корепанов, почетный железнодорожник УАССР, отличник строительства дороги Ижевск-Балезино, — его рубили, трасса шла вдоль реки. Первое время работали мужчины и женщины; подростки, которые не учились после 7-го класса, работали коновозчиками.
Механизация — кувалда, клин, лопата, носилки. На дальнее расстояние грунт возили на лошадях, на ближнее — на носилках, тачках. Грунт мерзлый, оттаивали его и копали. Жгли лес, который вырубали. Бывало так — пророют колодец, чтобы пролез один человек, потом делали подкопы, охраняли этих людей, чтобы не было обвала».
«...Я должна была идти в школу, в 5-й класс, — рассказывала Валентина Николаевна Мезенцева. — Председатель колхоза принес справку: пойдешь строить ветку железнодорожную... Трудное было время... Сбежали мы раз, нас поймали и в наказание [заставили] работать 2 дня без пайка. Норму нужно было выполнить любым путем...»
Шамшурина Апполинария Александровна:
«Когда меня послали строить железную дорогу, мне даже еще не было 15 лет. Работали наравне с взрослыми. Жили в землянках в лесу и зимой, и летом. Когда земля была стылая, жгли костры, чтобы она оттаяла, и вбивали столбы. За работу нам ничего не платили. Привозили только хлеб, но он был по карточкам, а их надо было выкупить. Из дома возили картошку. Вот и ели похлебку с хлебом — это все наше питание и было. Ходили в лаптях и в жару, и в стужу. Научилась там плести лапти, так что если одни сушились, другие одевала. Мыться было негде, поэтому очень много было вшей. Когда выдавалось время, сидишь или лежишь и их просто смахиваешь с себя. Мы тогда ничего не понимали. Думали — война идет, зачем дорогу надо строить? Немцев надо бить!
Однажды мне пришлось возвращаться из Ленинграда по этой дороге. Я обрадовалась, что посмотрю, где я работала, сохранились ли землянки, как выглядят сейчас эти места. Но проезжали ночью, и я ничего не увидела. А когда все это вспоминаешь, сердце сжимается, комок к горлу подступает. Всего не перескажешь».
Примеров трудового героизма строителей дороги можно привести множество. Так, например, Марфа Егоровна Сабурова из Кезского района вместе с братом Емельяном на земляных работах во много раз перевыполняла нормы. Когда брат ушел на фронт (там он погиб), она за двоих продолжала трудиться по-ударному. И в 19 лет за героический труд была награждена орденом Ленина.
Еще один факт — весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей.
Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г. Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
На фото: Бригадиры и звеньевые из Шарканского района на строительстве железной дороги Ижевск — Балезино, 1943 год.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова