Победители внутривузовского конкурса "Лучшая академическая группа ИжГТУ" уже не впервые поощряются экскурсионной поездкой по нашему краю, знакомясь с его историей, этнографией, культурой и, конечно же, природными красотами.
Первая остановка экскурсантов – поселение этнографического центра в поселке Игра. Именно здесь, как уверяют местные жители и легенды, родина легендарного персонажа удмуртского фольклора – весельчака и балагура Лопшо Педуня, этакого национального скомороха, подобного русскому Петрушке. В Игринском краеведческом музее мы познакомились с устройством усадьбы удмуртов, их укладом жизни, праздниками и обрядами а также богатой и интересной историей Игринского района. Местные краеведы рассказали нашим студентам об особенностях удмуртского ткачества и льноплетения, которыми славились и славятся местные умельцы.
Следующая остановка – музей "Этапный пункт", который является частью печально известного нашим предкам Сибирского тракта. Воссозданная в музее экспозиция позволила студентам полностью и едва ли не во всех деталях погрузиться в среду арестантского быта, дав им возможность надеть холщевую одежду, примерить кандалы и выбрать местечко на трехъярусных нарах.
"С первой же минуты мы словно оказались в арестантской России прошлых веков, – делится своими впечатлениями Евгения Дмитриева, студентка факультета "Реклама и дизайн". – Узкий темный коридор, небольшие комнаты, нары на тридцать человек... И хотя нас, студентов, оказалось на нарах всего человек двадцать, было невероятно тесно и неудобно. Арестантская каша, которую нам довелось отведать, да еще и в кандалах, еще больше усилила реальный мрак той далекой от нас российской эпохи..."
В целом, однако, это ничуть не смогло изменить общую для студентов атмосферу дружелюбия и любопытства – выходить из этой "исторической игры" и уходить из этапного пункта не хотелось, особенно и даже после "арестантской каши". Но, сдав кандалы и переоблачившись из холщовой привычную для нас одежду, мы продолжили этот увлекательный тур по северной Удмуртии.
Завершающая достопримечательность поездки – деревня Сундур. Гостеприимные хозяева встретили нас в удмуртских костюмах у ворот красивейшей усадьбы, где тут же и был поведен ускоренный мастер-класс удмуртского языка. Здесь нам не только рассказали об устройстве удмуртского амбара (кеноса), но дали попробовать себя в роли стряпух – каждый мог собственноручно изготовить из теста формы для перепечей. Впрочем, хозяйские перепечи с капустой, да еще и с горячими табани и травяным чаем, показались нам гораздо вкуснее и привлекательнее наших заготовок-полуфабрикатов, и съедены были вмиг...
Ну как не порезвиться и не поиграть после такой вкусной экзотики, тем более, что удмуртские игры оказались простыми и забавными? Что мы сделали с большим удовольствием, прежде чем отправиться в обратный путь...
Узнать о том, где родина героя удмуртских сказов и легенд, весельчака и балагура Лопшо Педуня, какова на вкус каша "строгого режима" и сколько минут в русской печи нужно держать перепечи для полной их готовности, могут все те, кому посчастливится, как и нам, съездить в небольшое турне по нашей Удмуртской Республике. Будьте активнее, друзья! Подобные поездки по родному краю ждут вас!
Наталья БАЛИЦКАЯ