Иван Васильевич Абрамов (род. 14 июля 1942, Камбарка, Удмуртская АССР) — советский и российский учёный, доктор технических наук, профессор, с 1989 по 2007 годы ректор Ижевского государственного технического университета.
Родился в 1942 году в посёлке Камбарка Удмуртской АССР и был младшим ребёнком в семье. В школьные годы был председателем совета пионерской организации, а затем секретарём школьного комитета комсомола. Окончив малопургинскую школу № 1 лишь с одной «четвёркой», в 1959 году поступил в Ижевский механический институт.
В 1964 году с отличием закончил механико-технологический факультет Ижевского механического института по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
За 40 лет трудовой деятельности прошел путь от инженера завода «Ижтяжбуммаш», ассистента, старшего преподавателя, до профессора кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные механизмы», декана механико-технологического факультета, ректора Ижевского государственного технического университета.
В 1967 году продолжил обучение в аспирантуре ИМИ, совмещая его с преподавательской деятельностью.
В 1970 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук «Исследование и совершенствование гидропрессового метода сборки соединений с натягом» в Пермском политехническом институте.
В 1973 г. И. В. Абрамов разрабатывает курс лекций по математической статистике в технологии машиностроения. В это же время им осваивается методика лабораторных и практических занятий по основам взаимозаменяемости и технологии машиностроения.
В 1976 году на базе научно-исследовательской группы при кафедре деталей машин, которую возглавляет И.В. Абрамов, была создана отраслевая лаборатория проблем надежности бумагоделательного оборудования, работающая по заказам Минхиммаша и Минлесбумпрома СССР. Работы Абрамова получили широкое внедрение в практику целлюлозно-бумажной промышленности.
В апреле 1979 года введен в состав научно-технического совета ИМИ.
В 1981 году присвоено звание «Лауреат премии НТО Удмуртии». Он является Лауреатом ВДНХ СССР, награжден медалью «За трудовую доблесть».
В этот период, в 1982 г., выходит в свет первая монография И. В. Абрамова «Эффективность работы бумагоделательных машин».
По оценке специалистов Института механики сплошных сред УрО РАН
«…монографии Абрамова написаны на высоком научном уровне с привлечением современных представлений в теории упругости, пластичности, ползучести и надежности».
К 1983 году им подготовлена к защите докторская диссертация «Теоретические основы эксплуатационной эффективности бумагоделательных машин».
В 1984 году присуждена ученая степень доктора технических наук.
В 1986 г. награжден медалью «За трудовую доблесть».
В 1987 г. введен в состав комиссии стран СЭВ по технической диагностике.
В 1988 г. – введен в состав НТС Минхиммаша.
В феврале 1989 года конференцией трудового коллектива избран ректором Ижевского механического института.
С 1989 по 2007 г. И. В. Абрамов - ректор Ижевского механического института. На посту ректора им проделана огромная научно-методическая и организационная работа по преобразованию университета в крупный научно- технический и культурный центр подготовки специалистов для Удмуртской Республики и Камско-Уральского региона РФ
Его ректорство приходится на самый тяжелый период существования ИМИ. Экономический развал страны, политическая нестабильность не могли не отразиться на работе вуза. В этих условиях ставится цель – поднять престиж вуза до европейского уровня, разрабатывается стратегия дальнейшего развития.
В 1993 году Ижевский механический институт повышает свой статус до уровня технического университета. Открываются новые специальности и факультеты, растет количество студентов, идет разработка новых курсов и программ, организована аспирантура по очным и заочным формам обучения.
В 1993 году И В. Абрамову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».
В том же 1993 году избран действительным членом Международной академии информатизации.
С 1993 по 2017 гг. - председатель Советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.
С 1994 по 2004 гг. являлся председателем Совета ректоров вузов Удмуртской Республики, президентом Удмуртского отделения Академии проблем качества
С 1995 по 1999 год И. В. Абрамов избирался депутатом Государственного совета Удмуртской Республики первого созыва и работал в постоянной комиссии по образованию культуре и молодежной политике.
С 1996 по 2002 гг. - член экспертного Совета ВАК по машиностроению.
В 1995 г. награжден Почетной грамотой Государственного совета Удмуртской Республики.
В 1997 г. - нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
В 2000 г. в ИжГТУ по инициативе и под руководством ректора И. В. Абрамова разработана концепция создания университетского комплекса.
С 2007 по 2019 гг. Иван Васильевич – профессор кафедры «Мехатронные системы» факультета «Управление качеством»/института «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии»
Иван Васильевич - руководитель научной школы «Сложные технические системы: управление, надежность, мехатроника», известной в России и за рубежом. Научная школа сформировалась на базе исследований отраслевой лаборатории надежности бумагоделательного оборудования при кафедре «Детали машин и ПТМ» Ижевского Механического института, ныне Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова, в 1985 году.
Совместным приказом министра химического машиностроения СССР, Минлесбумпрома СССР и МВОиСО РСФСР от 9 января 1979 года научным руководителем лаборатории был утвержден Абрамов И.В.
Основные научные направления научной школы:
- сложные технические системы (надежность, эксплуатационная эффективность, стратегия ремонта) (разработанные теоретические основы эксплуатационной эффективности сложных технических систем позволяют на стадии проектирования создавать машины качественно нового уровня, открывают новые перспективы высоким технологиям);
- гидропрессовые соединения (теория, конструирование, технология) (проведение фундаментальных исследований соединений с натягом с использованием метода конечных элементов позволило получить модели высокопрочных, многослойных и гидропрессовых соединений с натягом, создать основы их оптимального проектирования, разработать эффективные технологии сборки и разборки, повысить надежность)
- техническая диагностика мехатронных объектов, зубчатых передач, подшипников (разработана система технического обслуживания и ремонта оборудования, изложенная в монографиях (1984г., 1992г.) и широко применяемая как инженерно- техническими работниками целлюлозно-бумажных предприятий, так и студентами вузов);
- стратегия инновационного развития общества (предложен научный подход к разработке концепций промышленной, научно- технической и других республиканских политик на основе использования системной методологии, обоснованы конкретные рекомендации по выводу производящего комплекса Удмуртии из кризиса);
- интеллектуальные системы автоматического управления (разработанные системы управления на основе нечеткой логики/нейронных сетей позволяют управлять высокотехнологичным оборудованием применяемым в частности для осуществления технологических процессов, в т.ч. высокоскоростных и нестабильных):
Результаты исследований реализованы на многих предприятиях промышленности, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих бумагоделательное оборудование. Так, например, работы по напряженным соединениям с автофретированными деталями, получившие высокую оценку экспертного совета по машиностроению Комитета по высшей школе, позволили впервые в мировой практике применить в бумаго- и картоноделательных машинах цилиндрические (Архангельский ЦБК - 1974 г.), конические (Кондопожский ЦБК – 1977 г., Киевский и Набережно-Челнинский комбинаты – 1984 г.), автофретированные напряженные соединения; создать составные каландровые валы, собираемые автофретажом (Жидачевский ЦБК –1989 г.).
Результаты исследований по динамике и долговечности крупномодульных зубчатых передач внедрены в приводе первой отечественной широкоформатной бумагоделательной машины на Кондопожском ЦБК в 1977 г. и при модернизации приводов сушильных частей машин на Пермском, Архангельском, Камском комбинатах в 1990-1991 гг.
Коллектив научной школы принимал участие в шестой рамочной программе Евросоюза. ФЦП по мехатронной расточной головке, выигрывал гранты РФФИ, участвовал в программе «Умник». Научные разработки неоднократно представлялись на ВДНХ СССР, ВВЦ России, участвовали в Российских выставках. Результаты научных исследований И. В. Абрамова и возглавляемой им научной школы защищены многочисленными авторскими свидетельствами и патентами, многие из которых имеют мировой приоритет.
И. В. Абрамов являлся научным редактором, председателем редколлегии научно-практического журнала «Социально-экономическое управление: теория и практика», председателем редакционного совета научно-практического журнала «Реальный сектор экономики: теория и практика управления», членом регионального редакционного совета научно-технического и производственного журнала «Сборка в машиностроении, приборостроении».
Ссылка на страницу научной школы: https://istu.ru/material/slozhnye-tehnicheskie-sistemy-upravlenie-nadezhnost-mehatronika
К концу 80-х можно уже смело говорить о научной школе Абрамова. Началом отсчета функционирования НШ считается 1985 год, год первой защиты кандидатской диссертации. Иван Васильевич сформировал свою, имеющую известность в России и за рубежом, научную школу. Его учениками защищено 10 докторских и более 30 кандидатских диссертаций. Результаты личных работ Абрамова и возглавляемой им школы защищены более чем 20 авторскими свидетельствами и патентами, многие из которых имеют мировой приоритет.
Научные направления школы:
• Сложные технические системы (надежность, эксплуатационная эффективность, стратегия ремонта)
Защищены диссертации:
Докторские: Ефимов И.Н., Шеногин В.П., Севастьянов Б.В., Турыгин Ю.В.
Кандидатские: Турыгин Ю.В., Стерхов Ю.А., Ибрагимов А.У., Кадацкая М.С. , Лекомцев П.В.
• Гидропрессовые соединения (теория, конструирование, технология)
Защищены диссертации:
Докторские: Клековкин В.С., Щенятский В.В., Добровольский С.В., Сивцев Н.С.
Кандидатские: Клековкин В.С., Щенятский В.В., Добровольский С.В., Дулотин В.В., Турыгин А.Б., Фаттиев Ф.Ф., Федоров В.Б., Соснович Э.В., Синицына В.В., Глухова К.А., Петров А.В.
• Техническая диагностика мехатронных объектов, зубчатых передач, подшипников:
Защищены диссертации:
Докторские: Иванников В.П.
Кандидатские: Герливанов Е.В., Калинкин А.А., Никитин Ю.Р.
• Стратегия инновационного развития общества:
Защищены диссертации:
Докторские: Кузнецов А.Л., Калинкина Г.Е.
Кандидатские: Алиев Э.В., Александрова Н.А.
• Интеллектуальные системы автоматического управления:
Кандидатские: Романов А.В.
Ссылка на список научных трудов: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=529943&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0
В списке научных трудов ученого – более 400 публикаций (12 монографий и около 400 статей, 20 учебных пособий, около 100 авторских изобретений и патентов)
Путешествия, рыбалка, охота, КВН.
Один из организаторов джаз-бэнда ИжГТУ.
Игра на аккордеоне.
Спорт: легкая атлетика (выступал на чемпионате СССР за «Буревестник»), плавание.
И при всем при этом Иван Васильевич прекрасно поет и отличный собеседник!
Из воспоминаний учеников.
Ибрагимов Анвар Усманович
канд. техн. наук, доцент
С Иваном Васильевичем Абрамовым я познакомился, когда выполнял дипломную работу на кафедре «Металлорежущие станки и инструменты», а он был аспирантом на кафедре «Технология машиностроения». В то время мне нужна была консультация по разработке технологического процесса и автоматизации обработки детали из моего дипломного проекта. Тогда я и обратился за помощью к И. В. Абрамову. Иван Васильевич попросил меня принести все материалы по дипломной работе. После внимательного изучения работы он в целом одобрил ее, дал очень полезные советы и сказал, что готов стать моим руководителем по дипломному проекту. По я вынужден был отказаться, так как отдавал предпочтение разработкам конструкций машин, а не технологии их изготовления. Тогда Иван Васильевич пригласил меня в аспирантуру после защиты дипломного проекта. Уже в то время я обратил внимание на тот факт, что он сам, еще являясь аспирантом, приглашает к себе в аспирантуру. Таким образом, Иван Васильевич поставил себе цель стать руководителем и лидером в области науки.
Прошли годы, Иван Васильевич организовал и открыл отраслевую лабораторию проблем надежности бумагоделательного оборудования при кафедре «Детали машин и ПТМ». При каждой встрече он меня спрашивал: «Когда будет готов „кирпич"?» (под «кирпичом» подразумевался черновой вариант диссертации). Он не только сам начал трудиться над докторской диссертацией, но и других заставлял выполнять кандидатские диссертации и еженедельно проводил научные семинары» где его аспиранты докладывали о выполнении своих диссертационных планов. Нужно отметить, что Иван Васильевич, даже будучи ректором, когда каждая минута на счету, продолжает работать со своими аспирантами и докторантами.
Однажды, приехав из Москвы, из Минлесбумпрома, Иван Васильевич пригласил меня к себе и в очередной раз задал вопрос о «кирпиче». Я ответил, что готов взяться за выполнение диссертационной работы, но пока не вижу подходящей темы. Он сказал, что именно такого ответа давно ждал от меня. Иван Васильевич тут же пригласил заведующего кафедрой Николая Сергеевича Голубкова и попросил его стать моим научным консультантом, сразу определив задачу по увеличению стойкости дисковых ножей продольно-резательных станков бумагоделательных машин, которую мне необходимо было решить в ближайшие три года.
Положительное решение этой проблемы закончилось выполнением и защитой кандидатской диссертации, так же как и у всех остальных учеников Ивана Васильевича. У него не было ни одного ученика, который бы не завершил этап своей научной работы защитой диссертации. Это говорит о том, что Иван Васильевич умеет работать сам и заставляет работать других. Он был и является не только руководителем, но и лидером, который сам всегда идет впереди и ведет за собой других.
Никитин Юрий Рафаилович
канд. техн. наук, доцент
С Иваном Васильевичем я познакомился, будучи студентом 5-го курса приборостроительного факультета. Он предложил мне работать в лаборатории проблем надежности (ЛПН) бумагоделательного оборудования. Запомнилось, что когда я устраивался на работу в ЛПН, Иван Васильевич задавал много вопросов, интересовался, где бы мне хотелось работать.
Проработав два года в ЛПН, я поступил в аспирантуру к Ивану Васильевичу.
Работать с Иваном Васильевичем всегда интересно. Перед встречей с научным руководителем обычно бывало Страшновато, особенно, когда не было продвижения в работе над диссертацией, хотя шеф всегда доброжелательно относился к аспирантам, шутил, интересовался их жизнью.
Учеба в аспирантуре шла не просто. Пришлось поменять тему диссертации. Были трудности с теоретическими и экспериментальными исследованиями. Эксперименты проводились в Научно-исследовательском институте имени академика Л. Н. Благонравова Академии наук СССР благодаря шефу, его научным связям.
Иван Васильевич был требователен: если работа не двигалась вперед, то выражал свое неудовольствие, но и радовался моим успехам. Его добрые слова окрыляли меня, открывали второе дыхание. Шеф никогда не давил своим авторитетом, он давал свободу творчества.
Я благодарю Учителя за большой вклад в меня как ученого, так и человека.
Калинкин Анатолий Александрович
канд. техн. наук, доцент
Когда я перешел в ИМИ с машиностроительного завода, И. В. Абрамов начинал организовывать отраслевую лабораторию при кафедре «Детали машин». В нем меня удивляло и вызывало восхищение редкое сочетание качеств, которыми, говорят, обладал академик Королев, а именно: талантом ученого и способностями организатора или, по современным представлениям, - менеджера. Благодаря этим качествам на кафедре в короткие сроки был создан мощный творческий коллектив, сумевший быстро встать на ноги и разрешить в дальнейшем многие сложные технические и научные проблемы в отраслях целлюлозно-бумажной промышленности и бумагоделательного машиностроения.
Будучи в молодости человеком не очень общительным, я завидовал коммуникабельности Ивана Васильевича. Он с легкостью находил общий язык и с руководителями предприятий, и с простыми слесарями, и с министрами.
Очень неудобным для многих Иван Васильевич представляется в связи с присущими ему настойчивостью и требовательностью, которые, как выясняется по прошествии времени, становятся благом как для общего дела, так и для развития и продвижения «опекаемых» молодых ученых.
Иван Васильевич - жизнелюбивый! и жизнерадостный человек, большой любитель пошутить и тем самым подбодрить своих коллег. Иногда, когда у «молодой научной поросли» пропадает вдохновение, он, для повышения бодрости духа, частенько в шутливой форме пытается «привести их в чувство». Так, во время моей работы над диссертацией в периоды наибольшей сосредоточенности я начинал непроизвольно меня фразой: «Ну раз Калинкин опять пыхтит, значит, дело пойдет…»
Турыгин Александр Борисович
канд. техн. наук, доцент
Самое большое впечатление от работы с Иваном Васильевичем Абрамовым оставила учеба в аспирантуре. Надолго в памяти останутся «аспирантские вторники». Когда мы, молодые аспиранты, каждый вторник с содроганием ожидали аудиенции с научным руководителем. Еженедельная встреча с ним требовала от пас ежедневной интенсивной работы, так как на консультации Иван Васильевич требовал конкретных результатов. Другим важным моментом являлся его методологический подход к работе с аспирантами. В качестве задачи исследования Иваном Васильевичем указывалась достаточно широкая область научного знания. С одной стороны, это давало нам определенную свободу в исследованиях, с другой - требовало выполнения большого объема работы. Помню, как я завидовал друзьям, которым научные руководители практически прописывали содержание диссертации по пунктам. Однако со временем становится ясно, что работа над постановкой задач, выбором методов их решения и овладением методиками экспериментальных исследований, которой учил нас научный руководитель, является бесценным багажом.
Щенятский Алексей Валерьевич
доктор техн. наук, профессор
Первая встреча состоялась задолго до моего поступления в институт. В то время Иван Васильевич Абрамов готовился к защите кандидатской диссертации и иногда останавливался у нас. Произвел на меня впечатление целеустремленного, занятого человека, специалиста своего дела. Поражало умение быстро и кратко формулировать суть достаточно больших текстов.
Вторая встреча состоялась уже в Ижевском механическом институте. И. В. Абрамов читал нам лекции. Материал излагался с учетом последних достижений в области машиностроения и был нам не всегда понятен. Создавалось впечатление об ограниченности наших знаний по деталям машин и механизмов. Часть студентов, включая меня, в то время начинала уже заниматься научной работой и определяться с темами последних курсовых проектов и дипломных работ. В студенческие годы мне довелось работать в лаборатории проблем надежности бумагоделательного оборудования Ижевского механического института. Научным руководителем лаборатории был И. В. Абрамов. Приходилось ездить в командировки на комбинаты и принимать участие в научно-технических конференциях различного уровня.
После окончания ИМИ мне было предложено остаться работать в лаборатории в должности младшего научного сотрудника. Здесь, под руководством научного руководителя, определялись основные направления повышения надежности бумагоделательного оборудования. Результаты работ применялись комбинатами при совершенствовании бумага- и картоноделательного оборудования, системы его технического обслуживания и ремонта. Необходимо отметить, что машина занимает объем, сравнимый с пятиэтажным домом. Валы, число которых доходит до 100, имеют длину до 9,5 м. Одним из направлений работы лаборатории было совершенствование конструкций и технологии изготовления валов бумагоделательных машин. Результаты, полученные в лаборатории, легли в основу не одной диссертации Под руководством И. В. Абрамова я написал и защитил кандидатскую диссертацию. По мере работы над диссертацией менялась требовательность научного руководителя. Сначала меня не ограничивали ни во времени, ни в самостоятельности. Затем круг интересующих меня вопросов был сужен, установлены жесткие рамки выполнения каждого этана и срок защиты Наверное, как и все, я проводил обзор литературы и осваивал методы расчета, необходимые для выполнения работы. Отчитываться мне приходилось один раз в полгода. Кроме того, было обязательным участие в научно-технических конференциях, на которых вырабатывалось умение выступать и ясно излагать свои мысли, кратко отвечать на вопросы.
При написании второй главы опыт И. В. Абрамова помог мне быстро и четко изложить все основные теоретические положения и перейти к выполнению экспериментов. Умение руководителя проектировать, изобретать и систематизировать результаты экспериментов позволили мне значительно сократить время, необходимое для выполнения этой части работы.
Талант Ивана Васильевича - четко поставить и выполнить задачу, правильно сформулировать выводы - позволил мне успешно защитить кандидатскую диссертацию.
Навыки, знания и умения, приобретенные мной за время работы под руководством И. В. Абрамова, позволяют мне продолжать успешно заниматься научной и педагогической деятельностью в Ижевском государственном техническом университете.
Романов Александр Васильевич
канд. техн. наук
С Иваном Васильевичем я близко познакомился на 1 курсе магистратуры, когда решил сменить научного руководителя и пошел к нему. Честно говоря, в первый раз было страшно. В моей памяти он еще оставался ректором (хотя прошло около 5 лет после ухода Ивана Васильевича с поста) и тут я такой нарисовался - простой студент. Мне было предложено несколько направлений исследований, после некоторых мыканий я остановился на гидропрессовой сборке - в ней как раз сочеталась и механика, к которой я тяготел, и то в чем я хотел бы разобраться поглубже – электроника в составе системы управления, и не совсем любимое мной программирование (не люблю выискивать «блох» в коде – все должно работать с 1-2 раза).
После защиты мне предложили продолжить работу над автоматизацией гидропрессовой сборки уже на новом уровне (к тому времени я уже трудился на кафедре инженером-программистом). По сравнению с магистратурой в аспирантуре я был поставлен в довольно жесткие временные рамки, но зато снова был не ограничен в методах решения поставленной цели исследования, что привело к появлению аппарата нечеткой логики в моей работе.
Отличительной особенностью Ивана Васильевича является достаточно высокая требовательность к работе - каждую неделю ты должен отчитываться что было сделано за прошедшие семь дней (это очень хорошо дисциплинирует и не дает расхолаживаться), но в тоже время ты свободен в полете своих фантазий (хотя иногда и в допустимых пределах) и тебе всегда помогут, подскажут, направят в нужное русло, если сомневаешься; превратят написанный тобой материал по диссертации, часто представляющий собой студенческий отчет, в удобочитаемый технический текст. Поначалу эта требовательность мне не особо нравилась, так как в первое время (пока входил в этот рабочий ритм) достаточно часто получал «по шапке» от своего руководителя («Да ёлки зеленые! Ну Саша! Я тебя не понимаю…» - любимая фраза Ивана Васильевича в случаях когда ты не готов).
Местами работа над диссертацией шла со скрипом. Три раза мне приходилось переписывать работу под различные диссертационные советы, но опять же это новый опыт, новые знания. Несколько раз я пытался «соскочить» с темы автоматизации в сторону механики, но Иван Васильевич был непреклонен. Выслушав мои жалобы, стенания (а иногда это больше походило на мою истерику), он давал напутствие для дальнейшей работы над диссертацией - это придавало новые силы. Также хорошо запомнился шеф-эффект – приходит Иван Васильевич на эксперимент к твоей установке и всё только что прекрасно работающее либо не работает либо работает не так, но чаще всего успех сопутствовал - чему мы оба были рады.
Иван Васильевич обладает большим талантом – он видит весь путь достижения цели с учетом твоих хотелок и предложений, хотя ты сам находишь еще в начале пути, что позволяет достаточно быстро выйти на требуемый вектор и темп работы.
Очень нравится жизнерадостность, хорошее чувство юмора и открытость Ивана Васильевича – обсудишь с ним вопросы, он тебя иногда пожурит, а потом превращается в прекрасного собеседника на житейские темы.
Очень благодарен своему Учителю, коллеге за тот накопленный во время совместной работы багаж знаний, умений и навыков – это хорошо помогает в жизни и дальнейшей профессиональной деятельности.