WorldSkills. Промышленный дизайн? Это интересно и актуально!

Ольга Михайловна СандуСегодня остановимся подробнее на компетенции «Промышленный дизайн». Она впервые заявлена на вузовском чемпионате ИжГТУ. О ее сути, особенностях и участниках рассказывает главный эксперт площадки Ольга Михайловна Санду, зав. кафедрой «Технология промышленной и художественной обработки материалов».

Актуальная тема

Компетенция «Промышленный дизайн» была организована по инициативе российских специалистов из команды WorldSkillsRussia. Впервые она была заявлена в 2016 году как Компетенция будущего (Futureskills).

В общем смысле область деятельности промышленного дизайнера довольно широка. Ее предметом является разработка формы вещей, которыми мы пользуемся в реальной жизни: бытовой и электронной техники, мебели, автомобилей, станков, оружия и т.д. Даже самая передовая инженерная разработка не будет так востребована, если не «вписать» ее в удобную и красивую оболочку, именно поэтому развитие промышленного дизайна – задача актуальная. Я считаю это особенно важным, как для промышленного региона, так и для нашего технического университета.

К сожалению, приходится сознавать, что сегодня наши студенты слабо интересуются вопросами промышленного дизайна. Мне, как заведующему кафедрой, было интересно организовать соревнования по компетенции «Промышленный дизайн» в том числе и для того, чтобы изменить приоритеты, расширить кругозор студентов и школьников, для которых мы планируем провести демо-мероприятия на нашей конкурсной площадке. Надо сказать, что уже сегодня эту задачу отчасти удалось решить – в процессе подготовки к Чемпионату студенты стали больше интересоваться дизайном вещей, поняли суть промышленного дизайна.

Регламент соревнований

Программа соревнований по нашей компетенции очень насыщенная, все три конкурсных дня забиты «под завязку». В первый день участники решают задачи редизайна. Это сейчас крайне востребованное направление, т.к. новые технологии (например, беспроводное управление бытовым прибором) требуют определенного изменения формы ранее известного предмета.

В качестве задания участникам будет обозначен объект, который подлежит адаптировать к новым условиям применения. Сначала требуется выполнить анализ ситуации: изучить аналоги, технические возможности и т.п. Все это позволит выбрать вариант решения задачи и «материализовать» его. На этапе скетчинга создается ручной эскиз, набросок формы. Наши участники должны продемонстрировать знание композиции, цвета, материалов, технологии создания дизайн-формы. Затем необходимо создать компьютерную модель с использованием современных IT-технологий: специальных программ и графических редакторов.

Во 2-й конкурсный день участники создают принципиально новый объект, адаптируя его под производство. Задание охватывает три стадии: компьютерная модель-чертеж-макет. Вместе с внешним видом участники разрабатывают конструкторскую документацию (чертежи) для серийного изготовления образца. Осмелюсь предположить, что это будет самый сложный и одновременно интересный этап конкурса. Сложность состоит в том, что конкурсное задание предполагает разработку рабочей конструкторской документации, освоение инновационных материалов, технологий и программного обеспечения, которое дизайнеры-профессионалы используют на практике. Со многими аспектами дизайнерской практики студенты получили возможность ознакомиться только благодаря Чемпионату. Промышленный дизайн – это новая для нас компетенция, и в рамках подготовки к соревнованиям мы пытаемся восполнить многие пробелы, но понятно, что для участников в полной мере овладеть всем инструментарием в такой короткий срок будет непросто.

В заключительный, 3-й день, проходит презентация работ. Это важная часть работы дизайнера, ведь вместе с хорошо продуманным чертежом и впечатляющей формой, необходимо привлечь внимание к изделию потенциального потребителя. Исходя из личной практики, могу сказать, что далеко не всегда наши студенты умеют подать результаты своей работы.

На мой взгляд, самый «смотрибельный» момент – создание модели. Используя профессиональный пластик (NSP) и 3D-принтер, участники должны изготовить макет своего проекта. Обычно в учебном процессе модели делают из скульптурного пластилина, а на Чемпионате участники получат возможность поработать с профессиональным пластиком, который обладает свойствами отвердевать и обеспечивает достаточно высокую прочность. Отдельные элементы модели должны быть изготовлены на 3D-принтере. Для студентов это новое оборудование, которое сейчас в ускоренном режиме изучают участники.

Наши советы участникам

«Скелет» конкурсного задания мы получили из Москвы от менеджеров компетенции и внесли в него допустимую конкретику. В ходе подготовки задания при диалоге со своими московскими кураторами я сделала вывод, что рассчитано задание на профессионалов – людей, которые не только знакомы с технологиями, но и обладают отработанными навыками, позволяющими выполнять работу с высокой скоростью. Нашим участникам, которые только начинают осваивать «науку» дизайна, будет непросто уложиться в отведенные временные рамки выполнения заданий. Как результат, это не может не сказаться на полноте выполнения заданий. Поэтому мы рекомендуем студентам так распределить свои силы, чтобы на каждом этапе получалась законченная стадия работы. Это, во всяком случае, поможет перейти к выполнению следующего модуля задания.

Участники конкурса

Для участия в Чемпионате мы выбирали наиболее успешных в учебе студентов 2-3 курсов бакалавриата. Первокурсники еще не обладают достаточными знаниями, а студенты 4-го курса часто не походят по возрасту. У тех, кто попал в заявку, не так много практического опыта дизайнерской работы, потому многое им пришлось изучать в рамках дополнительной подготовки с преподавателями или самостоятельно. В дальнейшем мы планируем формировать заявку по результатам демо-экзамена, тем более что после этого чемпионата у нас будет сформирована инфраструктура (оборудование и программное обеспечение) и накоплен определенный опыт подготовки.

P.S. В теории дизайна есть такой интересный пример. Задача – спроектировать переправу через реку. Один скажет, что это должен быть мост, другой – плот, третий предложит перелеты на вертолете. Во всех случаях функция сохраняется, а форма и подход к проектированию принципиально различаются. Это пример дизайн-мышления. Мы надеемся, что наши студенты продемонстрируют немало оригинальных идей, а Чемпионат поможет некоторые из них реализовать.

Записала Елена Шевякова

Дата: 07.08.2018
Полезная информация