Это уже седьмое совещание, посвященное вопросам подготовки кадров для российской "оборонки", которое проходит в стенах Ижевского гостехуниверситета. Напряженная ежедневная работа, образовательный и научный процесс в интересах развития оборонно-промышленного комплекса страны, которые ведут технические вузы, во время таких совещаний необычайно концентрируется и дает положительные результаты не только благодаря заседаниям и дискуссиям на круглом столе. Общение в кулуарах, непосредственный обмен ценным опытом, рождение новых совместных и сетевых проектов благодаря интересным идеям, высказанным коллегами в дискуссиях – своеобразных "мозговых штурмах", где задействованы усилия экспертов десятков ведущих инженерных высших учебных заведений – все это приносит свои плоды. Рекомендации и предложения, выработанные совещанием, постепенно, шаг за шагом, становятся реальностью. О том, что государство и министерство образования и науки Российской Федерации все внимательнее прислушиваются к мнению экспертного сообщества, представленного инженерными вузами, предприятиями, региональной властью, говорят новые статьи в законопроектах, федеральные целевые программы и конкурсы с серьезной грантовой поддержкой. В двух последних конкурсах минобрнауки РФ, завершившихся недавно – "Новые кадры для ОПК" и конкурсе пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров, – ИжГТУ имени М. Т. Калашников стал одним из победителей, еще раз доказав высокий уровень технического образования в нашем регионе.
Участниками седьмого всероссийского совещания стали представители более тридцати вузов из регионов, где сосредоточена российская "оборонка". Помимо столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, а также хозяев форума, в "географической карте" совещания традиционно присутствуют Тула, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Екатеринбург, Пермь, Орел, Оренбург, Пенза, Ульяновск, Нижний Тагил, Набережные Челны, Киров, Новочеркасск и другие города страны. Промышленно-производственный комплекс представили Торгово-промышленная палата РФ, ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром», ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", ОАО "Воткинский завод", ОАО "Ижевский радиозавод", ОАО "ИЭМЗ "Купол", ОАО "Белкамнефть".
Совещание открылось пленарным заседанием, которое, по предложению председателя оргкомитета совещания ректора ИжГТУ Бориса Якимовича, впервые проходило в формате панельной дискуссии. Выступления основных докладчиков обозначили главные векторы и направления дискуссии, взгляд на проблему подготовки "оборонных" кадров с разных ракурсов: с точки зрения заказчика – промышленных предприятий и региональной власти, и исполнителя – министерства образования и науки РФ и технических вузов.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Святослав Сорокин в своем докладе остановился на задачах, которые стоят перед минобрнауки, отметив, что в последнее время запущен ряд проектов, направленных на адресную целевую поддержку именно оборонных направлений подготовки. На 20 процентов, по сравнению с показателями двух-трехгодичной давности, увеличен прием на инженерные специальности и особенно в инженерную магистратуру. По словам Святослава Сорокина, министерство проводит масштабную работу по изменению федеральных государственных образовательных стандартов в части подготовки специалистов инженерного профиля, которые требуют обязательной включенности в разработку стандартов предприятий и участия работодателей в подготовке инженеров, гарантии трудоустройства выпускников по окончании обучения. Также новый закон "Об образовании" ввел такие формы подготовки специалистов, как базовые кафедры и сетевое обучение, призванные усилить эффективность подготовки.
Ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, президент Ассоциации технических университетов России Анатолий Александров, рассказывая об опыте своего вуза, подчеркнул все возрастающую актуальность сотрудничества предприятий и университета, обратившись к историческим традициям:
– …Вспоминается хорошо забытое старое. У нас, начиная с 19-го века, был принят русский метод обучения – обучение через практику. Сегодня этот девиз звучит как "обучение через науку". И речь идет не о том, чтобы просто сходить на экскурсию на завод, а о том, чтобы со студенческой скамьи участвовать в реальных разработках, учиться применять знания, получаемые в аудитории, и к выпуску подходить уже готовым специалистом.
… Когда начинается "плач Ярославны" о гибели нашего образования, что все так плохо, что все никуда не годится – эти вещи нужно заканчивать. Конечно, мы знаем и понимаем, какие беды постигли образование и что у нас плохо. Но самобичеванием заниматься – это неконструктивно, самое пустое дело. Сейчас надо, стиснув зубы, карабкаться наверх. Другого пути нет. Так было всегда. Техническое образование, оборонка – всегда на страже, всегда на передовой. И всегда каждый технический вуз тянулся изо всех сил, чтобы соответствовать высокому уровню. И сегодня мы констатируем тот факт, что ребята повернулись в сторону инженерного образования. Это говорит о том, что люди хотят получить основательное образование, независимо от того, где они будут работать, и у них есть понимание того, что инженерное дело – основа основ для процветания любого государства.
Интересные и конструктивные предложения прозвучали в докладе заместителя председателя правительства Удмуртской Республики Сергея Фефилова, который представил свое видение комплексной профориентационной работы с будущими инженерами, начиная со школьной скамьи, и роль, которую играет в этом комплексе региональная власть.
– …В идеале вузы и предприятия должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно. Но, с одной стороны, вузам сложно эффективно отрабатывать в рамках основных образовательных программ актуальные проблемы отрасли, и в то же время предприятия так до конца еще и не научились на понятном для вузов языке формулировать требования к компетенции выпускников. Отсюда возникает потребность в поиске новых форм, институтов и механизмов сотрудничества, катализатором которой выступают как раз органы власти. Для Удмуртской Республики такой формой явился координационный совет по подготовке кадров, участниками которого являются ректоры наших ведущих вузов. Кроме того, в нашей республике одной из новых форм сотрудничества стали отраслевые советы по развитию квалификации и подготовки кадров, в том числе на базе действующих объединений работодателей. Создано семь таких советов, четыре находятся в стадии формирования. Состав советов достаточно представителен, в него входят и профильные министерства, и ведомства республики, и работодатели, и образовательные организации, и общественные объединения и эксперты.
Об опыте сотрудничества своих вузов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса в масштабах региона и страны рассказали ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев, директор профильного научно-образовательного координационного центра подготовки специалистов для ядерно-оружейного комплекса ГК "Росатом" Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Бер и ректор Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова Борис Якимович.
Позицию работодателя во время панельной дискуссии представил заместитель генерального директора ОАО "Ижевский радиозавод" Александр Майер. Рассказав о комплексной профориентационной работе предприятия, Александр Майер подробно проанализировал процесс и результаты партнерства ИМИ-ИжГТУ с Ижевским радиозаводом, начавшееся в 60-х годах прошлого века. Сегодня сотрудничество продолжается в самых различных форматах и направлениях: помимо производственных и преддипломных практик студентов, это создание на заводе филиала кафедры конструирования радиоаппаратуры, оснащение именной аудитории, участие завода в создании студенческого конструкторского бюро космического приборостроения, повышение квалификации инженеров в рамках президентской программы, которую реализует ИжГТУ, заводская стипендия имени В. А. Шутова для студентов, которые успешно учатся и параллельно работают на Ижевском радиозаводе и другие виды взаимодействия предприятия и вуза. И, как подчеркнул выступающий, в результате такого взаимодействия более четверти сотрудников предприятия сегодня составляют выпускники Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова.
Панельную дискуссию совещания, начавшуюся во время пленарного заседания, продолжил круглый стол, посвященный проблемам подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, состоявшийся во второй половине дня.
Подготовила Светлана МАЛЬЦЕВА