В работе совещания приняли участие ректор ИжГТУ имени М. Т. Калашникова В. П. Грахов; проректоры А. В. Губерт, А. В. Щенятский, А. Л. Кузнецов; Заместитель министра социальной политики и труда Удмуртской Республики К. В. Коньков; председатель Удмуртского республиканского отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» В. М. Крылов; заместитель Председателя Удмуртского РО ООИ «Всероссийское общество глухих», переводчик русского жестового языка — В. Н. Гаврилова; заместитель начальника Управления образования города Ижевска О. В. Калиниченко; методист Базового учебно-методического центра по поддержанию региональной системы инклюзивного профессионального образования БПОУ УР "Ижевский торгово-экономический техникум" Н. С. Шишкина; директор Центра инклюзивного обучения ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Е. И. Попова и другие.
В ходе своей презентации Директор Центра инклюзивного обучения ИжГТУ Елена Ивановна Попова рассказала об опыте и трудностях при обучении студентов с нарушением слуха.
Напомним, что в 2015/16 учебном году в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова был осуществлен набор студентов с нарушением слуха на программу высшего образования по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (бакалавриат). На сегодняшний момент в стенах ИжГТУ обучается 23 студента с нарушением слуха. Срок обучения по программе бакалавриата увеличен на 1 год и составляет 5 лет. Специально для таких студентов был адаптирован учебный план, введены дополнительные адаптационные дисциплины, сделан акцент на практико-ориентированный подход, разработаны электронные курсы по читаемым дисциплинам с опорой на визуализацию информации. Преподаватели, участвующие в обучении данной категории студентов, прошли курсы повышения квалификации, а в сопровождении учебного процесса участвуют сурдопереводчики и тьютор.
Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации студентов с особыми образовательными потребностями. Собравшиеся отметили своевременность и актуальность привлечения внимания органов власти к этой теме и выразили надежду на дальнейшее участие в работе подобных совещаний представителей промышленных предприятий. В конечном итоге, именно для них готовят будущих специалистов в стенах университета.
В ходе совещания ректор ИжГТУ В.П. Грахов отметил, что инклюзивное обучение в университете — это, прежде всего, социальный проект, и для его дальнейшего развития необходимы усилия всех заинтересованных сторон:
— Нам приятно наблюдать, что уже к третьему курсу слабослышащие студенты полностью интегрируются в студенческую среду. У них пропадают комплексы, они живут полноценной студенческой жизнью. И, оценивая результаты этой работы, мы считаем просто необходимым развитие центра инклюзивного обучения ИжГТУ и создание на его базе Республиканского центра инклюзивного обучения. Кроме того, нужна отдельная республиканская программа по трудоустройству наших выпускников. И здесь необходим диалог с представителями промышленных предприятий региона.
В рамках совещания гостям университета продемонстрировали возможности учебных аудиторий инклюзивного центра во втором учебном корпусе ИжГТУ.
В обучении слабослышащих студентов используются специальные технические и программные средства — FM-системы, индукционный контур. В зоне действия «индукционной системы», например, слабослышащие пользователи могут переключить свой слуховой аппарат в особый режим и слышать информацию без посторонних помех и шумов. Лекционная аудитория оснащена проектором, проекционным экраном и персональным компьютером, имеющим выход в Интернет.
В коротком блиц-интервью для пресс-службы университета заместитель министра социальной политики и труда Удмуртской Республики К.В. Коньков поделился своим мнением о работе центра инклюзивного обучения в ИжГТУ:
— Очень приятно, что в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова создана структура инклюзивного обучения, что люди с инвалидностью имеют возможность получить высшее образование. Приятно, что они учатся рядом с обычными студентами и, находясь в данной студенческой среде, учатся быть самостоятельными, становятся социально активными.
Сейчас необходимо общение с производственниками о дальнейшем трудоустройстве будущих специалистов, и мы, в свою очередь, будем оказывать всестороннюю помощь и поддержку в этом вопросе. В целях содействия трудоустройству выпускников вуза может идти речь о формировании ресурсного центра высшего образования для инвалидов. Считаю правильной идею создания на базе ИжГТУ Республиканского центра инклюзивного образования, и с нашей стороны она найдет поддержку. Постараемся включить данный вопрос в программу по сопровождению молодых инвалидов при получении образования и трудоустройства.