Кто они, студенты ИжГТУ? Будущие инженеры, ученые, бизнесмены, изобретатели и инноваторы, молодые профессионалы в самых разных областях: от водоотведения — до космоса, от музыки — до робототехники ...
Над чем они успешно работают уже сегодня, что успели сделать, каких успехов добиться, каковы их планы на будущее и о чем они мечтают? Накануне Дня Студента — самое время рассказать об этом. Знакомьтесь:
Денис Файздрахманов, магистрант 2-го курса ИСТМАиМ.
В 17 лет он собрал своего первого робота, это был проект для всероссийской олимпиады школьников. Денис стал победителем заключительного этапа олимпиады, что дало ему право на внеконкурсное поступление в вуз. За время учебы — неоднократный призер и победитель конкурсов и чемпионатов, связанных с робототехникой областей: «Турнир трех наук», «Я-профессионал», «WorldSkills», «DroneCamp». Увлечен беспилотной авиацией — летающей робототехникой. Автор серии научных статей по робототехнике, публикованных в интернет-журналах. Сегодня область его научных интересов — управляющий алгоритм.
— Управляющий алгоритм — это, по сути, последовательность команд управления роботом (то есть вперёд — назад, влево — вправо), — поясняет Денис. — Только данные команды управления поступают не от человека, а от заложенной в роботе программы. То есть робот управляет сам собой, другими словами, — работает в автономном режиме.
— Сегодня этот вопрос достаточно актуальный, так как в мире активно ведутся работы по улучшению качества работы робота в автономном режиме, и я как раз провожу исследования касательно того, что повышают ли эффективность работы алгоритмы с методами искусственного интеллекта по сравнению с классическими, наиболее часто используемыми. Мой научный руководитель — канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Мехатронные системы» Ю. Л. Караваев. Это совместно с ним мы пришли к этой теме. В будущем, после окончания магистратуры, я планирую заняться бизнесом в сфере разработки робототехники, и использовать достижения науки в своих работах.
Думаю, начну как раз с создания обучающих роботов-конструкторов, — сейчас в образовании робототехника довольно популярна.
Максим Таскаев, студента 4-го курса ИЭиЖКХ.
В будущем Максим видит себя инженером-проектировщиком, в его планах — продолжить научно-исследовательскую работу в магистратуре. Научное исследование Максима на тему «Анализ конструкций метантенков для обработки осадка с очистных сооружений», выполненное под руководством доцента кафедры «Водоснабжение и водоподготовка» М. В. Сваловой актуально для всех ижевчан; автор работы сейчас готовит научную статью к публикации.
— Метантенки (устройство для анаэробного брожения жидких органических отходов с получением метана) нашли достаточно широкое распространение как за рубежом, так и в России, в том числе для обработки и утилизации осадков на очистных сооружениях. Эта работа носит прикладной характер, в ней обосновываются технологические схемы и надежность работы метантенков при различных температурных режимах, — поясняет Максим.
— От качества поступаемой к потребителю, — то есть к нам, воды — зависит наше здоровье. Многие инженерные системы в нашем городе на данный момент подлежат замене, однако, на это нужны большие финансовые средства, которых нет в бюджете. Этим вопросом занимаются, но не так активно, как этого хотелось бы.
Например, МУП «Ижводоканал» начал в 2021 году на станции водоподготовки «Пруд-Ижевск» строительство цеха по производству гипохлорита натрия стоимостью более 500 млн. руб. Если сегодня воды, которыми промывается система водоподготовки, сбрасываются после очистки в водоемы, то благодаря новому сооружению сброс прекратится, и вода будет постоянно возвращаться для обработки наших систем водоподготовки и водоочистки.
Екатерина Астраханцева, студентка 3-го курса ИЭиЖКХ.
Екатерина считает свою специальность «Строительство», профиль «Водоснабжение и водоотведение», сегодня очень актуальной, «востребованной как никогда». Она — призёр выставки инноваций (осенняя сессия) в 2020 и 2021 годах, участник научно-практической конференции «Перспективы развития систем водоснабжения и водоотведения. Энергоэффективные технологии-2021».
В 2020-м на выставке инноваций она представила проект «Разработка экспериментальной установки очистки питьевых вод посредством совмещения методов напорной флотации и фильтрации», с этим же проектом в 2021 году участвовала в «Умнике». Благодаря этой разработке в ИЭиЖКХ в скором времени появится наглядная модель установки для студентов для младших курсов, изучающих процессы водоподготовки. На выставке инноваций в 2021 году стала победителем с проектом «Обоснование выбора технологической схемы очистки питьевых вод». Автор трех опубликованных научных статей.
— Вода, как известно, — источник жизни! А наука мне позволяет расширить кругозор, я стараюсь подробно изучать каждый вопрос. Совместно с научным руководителем А. А. Абрамовой, канд. техн. наук, доцентом кафедры «Водоснабжение и водоподготовка» ищем новые способы улучшения процесса очистки воды, в том числе, за счет уменьшения площади очистных сооружений.
Дарья Корепанова, студентка 5-го курса Машиностроительного факультета.
Специальность Дарьи — «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космической комплексов». С 4-го курса разрабатывает программу для внутренней баллистики гладкоствольных орудий. Научный руководитель — д-р техн. наук.: Н. В. Митюков. В конце 2021 года — участница Всероссийского межотраслевого молодёжного конкурса научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» в направлении «Математические методы в аэрокосмической науке и технике», который прошёл в Москве (конференция проходила в онлайн формате, на платформе Zoom.)
В этом году ИжГТУ представил Дарью на конкурс на соискание медали РАН для студентов. Медаль вручается давно, но ни разу на нее не номинировали студента из Удмуртии. Желаем Дарье заслуженной победы!
— Со школьных лет я грезила космосом, — говорит Дарья. — Космонавтом мне не быть, но с военными ракетами работаю. Я занимаюсь дульнозарядными системами. Проблема в том, что объекта сейчас не существует, и никто не даст на нем экспериментировать. Поэтому приходится отдельные блоки модели отрабатывать на современных системах, о чем и было сказано в моем докладе. Кроме жюри на слушании докладов присутствовали спонсоры конкурса, одним из которых были представители ПАО «РКК (Энергия» им. С.П. Королёва«. Именно они по итогам конкурса отметили мою работу почётной грамотой.
Для меня очень важно развиваться все время и не стоять на месте, ещё важно — все успевать. А мне, как студенту — важно закончить университет с красным дипломом и очень хотелось бы продолжить и развить мою научную тему.
Евгений Катьянов, магистрант, 1 курс, «Информационные системы и технологии», профиль подготовки — «Информационные системы планирования ресурсов и управления предприятием».
Евгений — участник научно-технической конференции «Информационные технологии в науке, промышленности и образовании», Выставки инноваций-2021, финала XVI Республиканского конкурса инновационных проектов по программе «УМНИК-2021». Автор 2 публикаций: «Разработка мобильного приложения для обучения игре на гитаре» в сборнике трудов научно-технической конференции «Информационные технологии в науке, промышленности и образовании» в рамках Всероссийского молодежного форума «Общение студентов и аспирантов в научной и профессиональной сфере», «Мобильное приложение для обучения игре на музыкальном инструменте („Гитара“)» в сборнике материалов XXXII Республиканской выставки-сессии студенческих инновационных проектов. Научный руководитель Евгения — канд. техн. наук, доцент Г. А. Благодатский.
— Тема моего проекта — «Мобильное приложение для обучения игре на музыкальном инструменте („Гитара“)». Приложение позволяет обучить игре на гитаре всех, кто желает научиться играть в домашних условиях. Ключевой особенностью приложения является индивидуальный подбор занятий, а также обеспечение пользователя необходимым функционалом (пополняемый список песен, список аккордов, личный кабинет пользователя, гитарный тюнер и интерактивная гитара).
Практическая значимость работы — в улучшении процесса обучения изменением самого способа проведения занятий — на дистанционное с применением современных мобильных информационных технологий. Это позволяет снизить нагрузку, сократить время обучения и сосредоточиться на том, что интересно пользователю.
Я сам окончил музыкальную школу по классу гитара, музыка и гитара — это мое любимым занятие, хобби. Столкнувшись с некоторыми проблемами в самостоятельном изучении материала, решил создать мобильное приложение, которое поможет их решить. В будущем готовое приложение будет коммерциализировано, выложено в магазин мобильных приложений «Google Play» и обеспечено непрерывной поддержкой и улучшениями.