Образовательный курс «Я-медиатор» — первый образовательный проект в сфере медиации в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова.
«Основная идея нашего образовательного проекта, который проходил с 23 по 25 сентября, — познакомить студентов и сотрудников вуза с понятием медиация. Это досудебная примирительная процедура, в её основе лежат переговоры конфликтующих сторон с участием посредника. Цель процедуры — прийти к взаимовыгодному соглашению сторон.
На самом деле, это о том, как сохранить лицо во время конфликта, умение выходить из споров с минимальными последствиями. Медиатор гасит эмоциональную составляющую и управляет переговорами так, чтобы люди разговаривали конструктивно, без оскорблений, угроз и упрёков. Это часть культуры общения, образования, — рассказал директор Бизнес-инкубатора, один из организаторов курса С. А. Пигалев.
— Сегодня профессией „медиатор“ можно овладеть на курсах профессиональной переподготовки как очно, так и дистанционно. Мы же для своих студентов и сотрудников предложили пройти этот образовательный курс бесплатно. Но самое главное, — после этого курса в ИжГТУ может организоваться студенческий клуб медиаторов, которые помогут обучающимся университета решать возникающие конфликтные ситуации. По результатам проведенного мероприятия сформирован образовательный контент, которым можно воспользоваться любому желающему и погрузиться в основы медиации».
Обучение студентов и сотрудников вуза проходило в рамках стратегических инициатив, которое подготовило Правительство РФ. Авторами образовательного проекта стали — ИжГТУ и Автономная некоммерческая организация «Лидеры международного сотрудничества», на базе которой создается платформа поддержки гражданских инициатив в сфере публичной дипломатии и международного сотрудничества.
Наш корреспондент пообщался с некоторыми участниками:
Сафронов Максим, студент 1-го курса факультета «Математика и естественные науки»:
— Знания пригодятся, чтобы решать конфликтные ситуации. Хотя по-настоящему я никогда не участвовал в таковых. Этим летом я отработал в детском оздоровительном лагере «Радист», и мне приходилось решать споры шестилеток, но это всегда проходило легко — достаточно было улыбки и доброго слова.
Юлиана Галичанина, студентка 2-го курса факультета «Математика и естественные науки»:
— В школе, я помню, выступала в роли медиатора, когда мы создавали свой проект. У нас, понятно, возникали несогласия и споры. Если бы я раньше знала обо всех премудростях медиатора, то конфликтных ситуаций можно было бы избежать. Например, я раньше могла позволить себе говорить другим людям, что им и как делать, а сейчас поняла, что этого делать нельзя.
Буду применять новые знания в своей будущей профессии программиста-аналитика. Ведь, если я стану наставником какого-либо проекта, мне необходимо будет донести нужную информацию до сотрудников предельно ясно и так, чтобы не возникали конфликтные ситуации.
Дарья Моисеева, студентка ИНПО, будущий специалист по информационным системам и программированию:
— Раньше я не знала об этой профессии, и у меня не было опыта медиатора. Теперь буду изучать эту тему дальше. К тому же, нам очень много дали практических знаний и домашних упражнений.
А вот, что говорит эксперт мероприятия.
Татьяна Селиверстова, эксперт в сфере международного сотрудничества, член Молодёжного совета ШОС, член Молодёжного совета Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития:
— Для меня тема медиаторства возникла 12 лет назад, когда я начала работать в Молодёжном совете Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития. Я поняла тогда, что очень важно учитывать межкультурную составляющую диалога с зарубежными партнерами, учитывать в переговорных процессах культурные особенности человека другой нации и культуры. После этого я осознала, что нужно больше погружаться в специфику переговорных процессов, изучать для себя возможности медиации. Все это пришло благодаря жизненному опыту. Теперь я могу рассказывать об этом легко, делиться знаниями. Я придерживаюсь такого правила жизни: «Век живи, век учись». Важно каждый день познавать что-то новое, открывать в себе новые возможности с точки зрения коммуникации, знакомства с людьми, расширения кругозора. Я сейчас являюсь аспирантом МГУ имени М.В. Ломоносова. Тема моей научной работы связана с БРИКС — неформальным межгосударственным объединением Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики.
— Какую литературу по медиации Вы посоветуете прочитать?
— Трудно рекомендовать что-то, потому что книги — это очень индивидуально: кому-то определенная книга нравится, кому-то нет. Человек должен дорасти до той или иной книги, и очень важно к этим книгам приходить осознанно, хочешь погрузиться в психологию, иди к книжной полке и выбирай для себя по духу книгу, которая очень тебе подходит, с твоей точки зрения: кто автор и о чем там излагается. В целом, есть хорошая книга, которую я всем рекомендую: автор — миллиардер Рэй Далио «Принципы». Книга о принципах построения своей жизни, на основе своих ценностей, тех, которые являются важными именно для тебя.
— Кто является для вас примером подражания?
— Сергей Викторович Лавров, российский государственный деятель, министр иностранных дел РФ, Евгений Максимович Примаков (1929 — 2015) выдающийся политик и учёный, легендарная личность, Генри Альфред Киссинджер, американский государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений и другие великие дипломаты.