Цель поездки, организатором которой выступила канцелярия иностранных дел Народного правительства провинции Аньхой – изучение возможностей сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной сферах регионов Верхнего и Среднего течения реки Янцзы и Приволжского федерального округа. Часть регионов ПФО, в частности, Республика Башкортостан и Ульяновская область, уже сотрудничают с провинцией Аньхой. В состав российской делегации входили около сорока представителей восьми регионов ПФО, в том числе – пять человек из Удмуртской Республики. Начальник управления международного образования и сотрудничества ИжГТУ имени М. Т. Калашникова Алексей Рябчиков вместе с коллегами из УдГУ и ГГПИ имени В. Г. Короленко представлял высшее образование Удмуртии.
Программа одиннадцатидневного визита в одну из красивейших провинций Китая была очень насыщенной и разнообразной. Российская делегация побывала в автомобильной корпорации "Джак", посетила высокотехнологичную зону города Хэфэй, Тяньчжушаньский институт ушу и цигун, телевидение провинции Аньхой, современный железнодорожный и автовокзал города Хэфэй, международную инвестиционную выставку "ЭКСПО-2017" в выставочном центре "Бинху" и предприятие по сбору и переработке чая "Гожунь". Но для представителей образовательных организаций, в числе которых был Алексей Рябчиков, самыми важными и содержательными оказались знакомство с Аньхойским университетом, встреча с сотрудниками Департамента просвещения провинции Аньхой, проректорами университетов города Хэфэй, представителями научной общественности.
– Главная цель, которая стояла передо мной – это понять, каким образом мы можем сотрудничать с китайскими университетами, – комментирует Алексей Рябчиков результаты деловой поездки. – Нюансов и отличий от сотрудничества с европейскими вузами – множество. Если с европейскими университетами мы можем заключать договор и подписать соглашение о сотрудничестве напрямую и сразу же начинать совместную работу, то в Китае такая схема не работает. Можно договариваться с китайскими вузами сколько угодно, но, пока не будет указания и одобрения сверху – либо от департамента просвещения, либо от центральных органов Коммунистической партии Китая – никакое партнерство невозможно. Например, создание АТУРК – Ассоциации технических университетов России и Китая, куда входит и ИжГТУ – было инициировано именно КПК. Поскольку китайцы считают именно Россию лидером в аэрокосмической сфере, то компартия приняла решение объединить китайские и российские вузы, связанные с этими направлениями. Поэтому для расширения горизонтов сотрудничества мы сами должны выходить на межправительственные организации и договариваться уже с ними, а не напрямую с университетами. Так, соглашение о сотрудничестве между регионами, например, между провинцией Аньхой и Удмуртской Республикой, сразу открывает пространство для партнерства между вузами. Поэтому сейчас одна из главных задач Удмуртии – подписать такое соглашение. Насколько я знаю, оно будет подписано в течение этого года. А далее китайская сторона предлагает свою схему международного образовательного партнерства, в которой могут быть заинтересованы обе стороны.
Меня вообще поразили горизонты планирования китайских коллег и их четкое стратегическое мышление. Сегодня Китай, становясь одной из ведущих и активно развивающихся мировых держав, диктует свои условия. Совместные образовательные программы на русском языке Китаю неинтересны, точно так же, как неинтересны программы на английском языке в региональных вузах, в то время как они могут получить образование в университетах англоговорящих стран. Единственный вариант, который они готовы рассматривать – это совместные образовательные программы на английском и китайском языках. Если появится такая двуязычная программа, то интерес к ней будет. Но подготовка к этому процессу весьма долгая, поскольку китайцы очень основательно и тщательно подходят к методической базе, согласованию программ. У них выработана очень четкая схема. Создается банк данных, куда мировые вузы, в том числе и российские, складывают свои предложения. Допустим, наш университет готов к обучению на английском и китайском языках по определенным программам, например, по направлению "строительство", и это наше предложение лежит в банке данных. Если какой-нибудь китайский вуз хочет сотрудничать по этим программам, он обращается к банку данных, рассматривает и анализирует все предложения, находит нашу заявку, высылает запрос. И с этого момента начинается работа по созданию совместной образовательной программы. У нас в делегации были представители Государственного университета управления, которые работают именно по такой схеме, и подтверждают, что она действительно эффективна. Но для того, чтобы она начала действовать, надо начинать практически со школы! Создавать профильные классы по изучению китайского языка, как действуют, например, в Государственном университете управления. И, если на заре создания таких классов в Подмосковье на вуз смотрели недоверчиво, то сегодня в эти классы существует настоящий конкурс.
Что касается преподавателей китайского языка, то ГУУ, например, вплотную контактирует с ведущими образовательными центрами китайского языка в университетах Дальнего Востока. Это один из вариантов привлечения преподавателей, но есть и другие. Два года назад в ИжГТУ побывал советник по делам образования Посольства КНР в РФ Чжао Гочен, который обещал оказать содействие в преподавании китайского языка. Также один из вариантов предложил проректор по учебной работе ИжГТУ Владимир Викторович Хворенков, напомнив, что в Харбинском университете сегодня учатся несколько наших магистрантов и аспирантов, которых мы можем пригласить в родной вуз для того, чтобы они помогли организовать в ИжГТУ учебный процесс.
На самом деле главное – поставить цель, и наш университет в любом случае будет стремиться расширять сотрудничество с китайскими вузами. Работы в этом направлении предстоит много, но она интересная и перспективная – как для студентов вуза, так и для преподавателей.
Подготовила Светлана МАЛЬЦЕВА