В последнюю неделю 2020 года и в преддверии самого долгожданного праздника пресс-служба университета решила порадовать своих читателей по-настоящему сказочными новогодними историями наших преподавателей и сотрудников.
Сегодня — истории от Декана факультета «Математика и естественные науки», д-р физ.-мат. наук, доцента Валентина Валентиновича Соболева.
— Новогодний праздник для студентов и для преподавателей ассоциируется с зимней сессией. Вот и я хочу вспомнить забавные истории, связанные со сдачей экзаменов. Некоторые истории вполне можно экранизировать, как новеллу про Лиду, студентку политехнического университета и Шурика в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Эталон килограмма, эталон метра...
Есть в квантовой теории очень важная константа — постоянная Планка. (Постоянная Планка — основная константа квантовой теории, это коэффициент, связывающий величину энергии кванта электромагнитного излучения с его частотой). Как-то на экзамене одна девушка практически ничего не могла ответить ни на один вопрос билета. Желая получить хоть какой-то вразумительный ответ я спросил ее, что она может рассказать вообще по пройденным темам, что учила? Она молчит. Я спрашиваю тогда: «А в формуле, это что за буковка такая?». Она вдруг заговорила: «Я не помню, чему она численно равна, но я знаю, что это постоянная планка». Я несколько оживился:
— Да, замечательно!
— Также я знаю, что во Франции есть бюро мер и весов, где хранятся эталоны различных физических величин. Эталон килограмма, эталон метра, — продолжает девушка. — Так вот, там хранится и эталон этой постоянной планка, — уверенно говорит она мне.
— Да? А вы можете описать, как он выглядит? — еле сдерживая смех, спрашиваю я.
— Ну, там под двумя стеклянными колпаками, чтобы пыль не попадала, находится специальная планка из сплава платины с иридием, где строго на определенном расстоянии прочерчены две риски. И вот расстояние между нами и есть постоянная планка, — также уверено говорит она.
Тут я не выдержал и меня прорвал смех.... Это ж надо додуматься и с такой невозмутимой артистичной уверенностью подобное утверждать!
Шпаргалка
Студенты частенько пытаются списать на экзамене. Придумывают самые разные способы как это половчее и незаметнее для преподавателя сделать. Изобретались самые невероятные конструкции для доставания, извлекания, сокрытия шпаргалок.
Был занятный эпизод. Как-то мне пришлось ненадолго выйти из аудитории, где проходил экзамен, буквально на пару минут. Прихожу обратно, смотрю — у меня на столе стало как-то меньше билетов... А как обычно бывает, сегодня сдает одна группа, а завтра тот же экзамен — другая. Я пересчитал билеты и понял, что одного билета нет, зафиксировал для себя номер пропажи. И вот на следующий день, пришли студенты другой группы на экзамен. Один студент, вытягивает билет и спокойно так говорит: «Билет номер пять» (как раз тот, что пропал), и держит при этом билет обратной стороной текстом вниз. Я спокойно говорю ему: «Замечательно, тяните задачу». Развернул ему билетики с задачами, он вытянул, сел за парту.
Через некоторое время смотрю, билет перед ним лежит уже текстом вверх. Я подошел — перед студентом лежит пропавший накануне пятый билет. Говорю ему: «Ну, милейший, где вы фокусам учились, у Давида Коперфильда? Он, конечно, отрицает все. Я снова: «Пятого билета сегодня в пачке не было, он вчера со стола исчез, а тут вдруг чудесным образом появился». В итоге он все же вынужден был признаться в содеянном. Далее ему пришлось извлечь из-за пояса толстую тетрадь, где аккуратно хранился тот билет, который он вытянул на самом деле. Конечно, оба билета я у него реквизировал, а с экзамена выдворил. Вот и такие иллюзионисты бывают.
В одну из зимних сессий случился и такой забавный случай. Сидевший на экзамене за первым столом прямо напротив меня студент самым нахальным образом списывал с шпаргалки гармошечного типа, которую закрывал при этом ладонью левой руки...Примитивно и беззастенчиво... Я на него выразительно посмотрел раз, два — он никак не реагирует. Тогда я ему говорю: «Молодой человек, покажите, что вы там прячете в левой руке?» Он мгновенно перебросил шпаргалочную гармошку из левой руки в правую, раскрыл уже пустую левую ладонь и говорит: «Ничего!» Я — ему: «А что у вас теперь в правой руке?» Он молниеносно перебрасывает шпаргалку из правой руки в левую, раскрывает пустую правую ладонь и говорит: «Тоже ничего».... Тут вся аудитория, наблюдавшая за процессом, грохнула хохотом.....
Сейчас студенты уже практически не пишут шпаргалок. При написании ответов на экзаменационные вопросы (пусть даже в форме шпаргалок) студент структурирует написанное, выделяет основное, что-то запоминает. Теперь молодые люди фотографируют информацию из конспекта или учебника, затем уменьшают, распечатывают и на экзамене судорожно пытаются разобрать, что же там написано. А самые ленивые пытаются списать с телефона, потому что думают, в телефоне есть все, при этом они фотографируют свои лекционные записи и не свои тоже, но это мало помогает на экзамене.
На одной из сессий я, прежде чем допустить студентов к дифзачету по спецкурсу проверял у них наличие конспекта (так как многое в явном виде не содержалось в большинстве учебников). Проверяю я конспекты, и тут один студент (когда до него дошла очередь) чуть ли не со слезами на глазах неожиданно заявил: «Валентин Валентинович, вы не поверите, мой конспект утащили летучие мыши...» Я ему: «Как это возможно?» Он мне в ответ: «Мы с приятелем снимаем комнату в мансарде, там широко раскрываются окна. Так вот вчера сидел перед раскрытым окном поздно ночью, готовился к вашему зачету и для себя отметил, что перед окном туда-сюда летают летучие мыши. Так я и уснул за столом, а утром смотрю, конспекта-то нет. Подозреваю, что его унесли летучие мыши, больше некому». «Вы сами-то верите во все сказанное?» — говорю я под всеобщий хохот.
Учение и труд все перетрут
Где-то примерно 20 лет назад лабораторную работу выполняли вместе три девушки. Они были весьма старательные, всегда стремились, чтобы у них были хорошие результаты. А в одной лабораторной было много измерений. Нужно было скрупулезно строить достаточно подробные графики на миллиметровке формата А4 с тем, чтобы можно было оценить, как расположен максимум каждого графика, как они сдвинуты относительно друг друга. При этом в результатах у них все время получалось что-то не то. Они подходили ко мне и постоянно жаловались.
— Валентин Валентинович, у вас что-то не так с приборами. Ничего не получается, — говорят они мне.
— Вы же не первые работу выполняете и не вторые. Перемерьте, пересчитайте, — отвечаю я.
— Мы уже не раз пересчитывали. Все время что-то не то получается, — хнычут они.
Я посмотрел краем глаза их измерения, все вроде нормально. Наверняка где-то ошиблись в вычислениях.
— Вы, наверное, что-то не так подставляете?
Через какое-то время прибежали ко мне снова, уже плачут.
— У вас с приборами что-то не то!
— Послушайте, — говорю им. — С приборами все то, пересчитывайте.
— Опять? Вы опять заставляете нас пересчитывать? — в слезах говорят они.
Проходит еще неделя. Смотрю, подходят ко мне счастливые — улыбки на лицах.
— Мы нашли ошибку. Мы зря Вас беспокоили. У нас все получилось.
А потом, что удивительно, эти самые девушки, успешно освоив дисциплину, хорошо сдали экзамены и впоследствии участвовали в олимпиадах по физике и занимали призовые места, даже на олимпиадах регионального уровня.