Откуда берётся тепло, и как оно попадает в наши дома? Можно ли остановить цунами в океане, как умудряются водомерки бегать по воде и сколько памятников в студенческом городке ИжГТУ? Об этом и многом другом узнали ижевские школьники в ходе «Прогулки с учёным», организованной 1 декабря Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска.
Ребята побывали в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова, а экскурсоводами для них стали сотрудники и преподаватели университета.
Началась прогулка с обзорной экскурсии по памятникам студенческого городка ИжГТУ. Директор Историко-патриотического центра ИМИ-ИжГТУ Владимир Семенович Каракчеев рассказал несколько занимательных фактов о них.
Так, установленный в 1964 году в самом центре студенческого городка перед корпусом Механического института памятник «Слава науке», за минувшие почти полвека обрел второе имя — памятник «Вечному студенту» — и теперь гораздо больше известен именно под этим названием. Интересно, что моделями для скульптуры послужили сразу два реальных студента — с одного лепили фигуру, а с другого — лицо памятника.
Сильное впечатление на ребят произвёл Памятник героям трудового фронта, установленный в 2019 году в память о 13-14-летних детях, которые наравне со взрослыми в военное время работали у станков по несколько смен, изготавливая оружие для фронта. Памятник представляет собой фигуры троих подростков, стоящих на деревянных поддонах у настоящего токарного станка времен войны завода «Ижмаш». Примечательно, что основой для композиции памятника стала найденная в музее Ижевского механического завода фотография военных лет, на которой запечатлены подростки, заменившие у станков, ушедших на фронт отцов и старших братьев.
Также ребята побывали у памятника Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю знаменитого АК-47. Он был установлен на территории ИжГТУ к 100-летию со дня рождения конструктора стрелкового оружия. Школьникам рассказали об интересных деталях — в руке Михаил Калашников держит одну из своих книг под названием «Я с вами шел одной дорогой», а на галстуке у него — небольшая фирменная заколка в виде автомата АК-47.
После студенческого городка участники «Прогулки с учёным» посетили лаборатории гидравлики и микроклимата Института энергетики. Директор института энергетики Анна Александровна Абрамова и заведующий кафедрой «Теплоэнергетика» Дмитрий Анатольевич Хворенков познакомили юных посетителей с различным экспериментальным и исследовательским оборудованием и интересными фактами. Так, ребята узнали, что вода обладает такими уникальными свойствами как высокая теплоёмкость (нужно затратить много энергии, чтобы нагреть воду) и сильным сцеплением молекул, образующим поверхностное натяжение, благодаря которому, например, по воде могут передвигаться водомерки.
С помощью гидравлического лотка участники экскурсии разобрали принципы работы плотины ГЭС и выяснили, что можно изменять расход воды с помощью установки на этот лоток насадок различных форм. Кроме того, ребята посмотрели, как работает узел учёта расхода воды и теплоносителя, и узнали про современные разработки систем сбора данных от различных датчиков.
В завершении экскурсии Рашид Загирович Касимов, старший преподаватель кафедры «Теплоэнергетика» и директор НОЦ «Экологичная энергетика, ЖКХ и энергосбережение», погрузил класс в увлекательную детективную игру про энергосбережение.
Задачей детей было расшифровать сложный шифр и определить, кто не выключил свет и не закрыл дверцу холодильника, а также оставил дома работающий кондиционер, тем самым потратив лишние ресурсы. Игра познакомила ребят с основными правилами энергосбережения, которые они сами смогут применять в повседневной жизни и которым смогут научить друзей и близких.
В конце прогулки с учёными школьники поделились впечатлениями от неё. Лиля Стрелкова рассказала, что больше всего ей запомнились гидравлическая установка, имитирующая ГЭС, и детективная игра с расшифровкой данных. Рания Хасанова отметила, что узнала много интересных фактов про памятники: «Особенно тронула история про детей, которые работали наравне со взрослыми. В первой лаборатории понравилась установка, — стало понятнее, как строится плотина, для чего она нужна, как можно регулировать поток воды».
«Всё объясняли понятно, даже самые сложные вещи оказались простыми для понимания, потому что рассказывали доступным языком. Порадовало, что почти всё оборудование сейчас переводят на электронное управление! И в начале нашей прогулки тронула история у памятника героям труда про мальчика, упавшего в обморок во время работы у станка, отработавшего 3 смены подряд в военное время», — поведала ещё одна участница прогулки Мария Баширова.