Подготовка кадров для ОПК: стратегия и тактика

Участниками круглого стола в рамках программы Всероссийского совещания «Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса» стали представители федеральных и региональных органов власти и управления, предприятий ОПК и ведущих технических вузов России

Обязанности ведущего круглого стола и соблюдения регламента взял на себя проректор ИжГТУ по учебной работе Владимир Викторович Хворенков, который призвал выступающих обратить внимание на формулировки предложений для будущей резолюции совещания, профильное министерство представлял перед коллегами и. о. директора департамента Минобразования и науки РФ Светослав Олегович Сорокин ( г. Москва); а с сообщениями и презентациями перед аудиторией выступили 13 докладчиков – руководителей и преподавателей вузов от гг. Владивостока до Санкт-Петербурга и от Новочеркасска до Северодвинска (всего участниками традиционного совещания в ИжГТУ стали около 30 технических российских вузов).

Несмотря на жесткий регламент, большинству выступающих удалось представить коллегам свои разработки и методы по формированию тех или иных эффективных механизмов сопровождения гособоронзаказа.

Как правило, вузы, успешно решают проблемы, лежащие в сфере их компетенции и возможностей, т. е. собственно подготовки студентов-оборонщиков. Технические университеты оздают новые учебные программы, скоординированные с требованиями предприятий и реального производственного процесса, и базовые кафедры на предприятиях, - актуальность партнерства высшей школы и работодателя, практико-ориентированный подход к подготовке ни у кого не вызывает сомнений, и при этом многие университеты опираются на давние и прочные связи с предприятиями. Вузы развивают систему СПО при университетах, пытаются скомпенсировать утрату советской системы профориентации и технического просвещения, сети технических и научных кружков и т. д.

В этом смысле, на круглом столе состоялся обмен опытом, разработками и идеями, и

был представлен некий российский обзор организационно-инновационных аспектов вузовской подготовки для специалистов ОПК.

Прозвучал и целый ряд конкретных предложений, подсказанных непосредственной практикой каждого дня. Это вопросы сетевых университетов - финансирования практики студентов в передовых лабораториях других вузов, необходимость нормативных документов (типовой договор), регулирующих ответственность и взаимодействие вузов и предприятий на базовых кафедрах, более удобный срок проведения конкурса «Новые кадры для ОПК» (конкурс вызвал самые положительные отзывы образовательного сообщества), необходимость развития федеральной системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования подготовки и потребности в кадрах ОПК, необходимость создания законных оснований для предприятий передавать вузам оборудование (кроме дарения), уточнения критериев мониторинга вузов, который проводит Минобразования и науки и т. д. 

Однако, темой обсуждения, согласно программе совещания, были обозначены именно проблемы подготовки кадров для ОПК и, неудивительно, что общие, но нерешенные задачи вызвали самый большой интерес аудитории.

Безусловно, только силами высшей школы, невозможно выстроить общую стратегию подготовки оборонщиков, найти решение системных проблем, где необходимы государственные программы действий, совместные усилия и заинтересованность нескольких общественных институтов и структур – средней школы, органов управления и власти и промышленности в целом.

Это целый ряд проблем, о которых говорили практически все докладчики круглого стола: вопросы ранней профориентации и патриотического воспитания, проблема «утечки мозгов» из регионов, необходимость долгосрочного прогнозирования ( один пример: для авиационной отрасли пороговый год -2018-й, когда предприятия пройдут техническое перевооружение и существующий сегодня количественный дефицит специалистов будет смещаться к дефициту компетенций), старение кадров на предприятиях и т. д. Любая проблема такого уровня вполне могла бы стать специальной темой обсуждения, и не одного круглого стола.

Более того, некоторые проблемы были в центре внимания и на предыдущих шести совещаниях в ИжГТУ и до сих пор актуальны. Одна из них - выбор абитуриентами оборонных направлений подготовки «по остаточному принципу». Основные причины известны – все понижающийся уровень абитуриентов в области естественно-научных дисциплин и условия работы молодых специалистов, который сегодня предлагает промышленный комплекс ОПК

Так, недостаточная школьная подготовка, в частности, преподавание физики в средней школе – настоящая «головная боль» всех технических вузов на протяжении уже многих лет и этот вопрос вызвал на круглом столе самую оживленную дискуссию. Точка зрения Министерства на возможность введения ЕГЭ по физике известна: такое нововведение как ЕГЭ, потребовало бы немалого финансирования, и, при этом, судя по экспериментам в некоторых регионах и специальным опросам, желаемого эффекта не обещает.

Однако, многие специалисты вузов и предприятий – горячие сторонники введения обязательного ЕГЭ по физике, и на круглом столе прозвучало предложение внести этот пункт в резолюцию совещания или, например, предложение расширить принятую Министерством «Концепцию развития математического образования в Российской Федерации» до спектра естественно-научного (физика, химия).

Проблемы молодых специалистов, привлекательность для них работы на предприятиях ОПК – еще одна многолетняя проблема. Пока для абитуриентов целевого набора по опыту и данным многих докладчиков весомым аргументом «за» является только гарантированное для выпускника место работы, но есть и аргументы «против» - низкая зарплата молодых специалистов ОПК и невозможность решить жилищный вопрос.

Сентенция о том, что «в спорах рождается истина» не всегда подтверждается реальностью, но, безусловно, экспертное профессиональное сообщество, которое сформировалось за эти годы и представлено участниками совещания, - необходимый и компетентный участник в поиске решения таких системных проблем и выборе общей стратегии подготовки кадров. По словам начальника управления по инновационной работе ИжГТУ Михаила Андреевича Плетнева, - около трети предложений Всероссийского совещания, сформулированные в его резолюциях за все время его существования, так или иначе находили понимание и отражаются в нормативных актах Министерства образования и науки РФ. 

Фото Галины Засыпкиной

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дата: 07.08.2018
Полезная информация