Есть специальности, которые исчезают в силу их невостребованности, другие профессии остаются актуальными или трансформируются в другие форматы, или же появляются совершенно новые. Когда пришел новый профстандарт «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее», в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова запустили экспериментальный образовательный проект для школьников. По окончании учебного курса все ребята получили свидетельства о том, что они прошли обучение по программе профессиональной подготовки «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».
Комментирует организатор и руководитель образовательного проекта, руководитель Центра довузовского образования Светлана Васильевна Галеева: «Надо сказать, что погружение детей в новую профессию началось с 2020-го года. В этом проекте принимали участие школьники восьмых-девятых классов 56, 16, 27, 89 ижевских школ.
Никакого специального отбора не было — пришли дети, которые желали обучаться по направлению беспилотных летательных аппаратов. Единственный критерий — начальное знакомство с программированием, и в основном это оказались ребята из проекта «ИТ-вектор образования» Удмуртской Республики. В итоге была набрана группа из 12 человек по обучению операторов беспилотных летательных авиационных систем.
Преподавателями образовательного проекта стали студенты, магистранты, аспиранты нашего вуза. В основном это студенты кафедры «Мехатронные системы» ИСТМАиМ и Приборостроительного факультета. Практически все они работают или проходят практику на предприятиях, связанных с работой БПЛА. Новоиспеченные преподаватели не только вели образовательный процесс, но и принимали активное участие в подготовке к соревнованиям. Школьники также изучали технический английский язык, его вели аспирант нашего вуза из Сирии и студентка 4-го курса, переводчик в области технического английского языка ИжГТУ».
Один из преподавателей проекта — Евгений Шкляев, студент Института «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии». Он — победитель в компетенции Эксплуатация беспилотных авиационных систем на всероссийском чемпионате Worldskills 2020 года (3-е место) и Международного чемпионата среди стран Азии Worldskills Asia 2021 года (2-е место). Для Евгения опыт преподавания был не первым, но стал очень интересным.
«В проект я попал летом на втором году обучения школьников, когда они уже подошли к изучению программирования автономных полетов дронов, — рассказывает молодой преподаватель. — Я в это время сам готовился к соревнованиям чемпионата Worldskills Asia. Для подготовки нужна была аппаратура, и мне такую возможность предоставили. Днем я преподавал, а вечером на этом же оборудовании занимался сам. Вот так и втянулся.
За учебный год мы успели пройти много дисциплин, связанных с беспилотными системами. Изучили полеты дронов, какие компоненты необходимы для самого простого дрона, виды двигателей и пропеллеров. Научились управлять беспилотником, изучили, что означают „крен“, „тангаж“ и „рысканье“, пробовали облетать сложные трассы, используемые на соревнованиях. Разобрались, как можно управлять дроном в автономном режиме, в способах определения позиции, системе координат, датчиках, используемых для позиционирования. Писали программы для облета сложных траекторий, научились использовать средства машинного зрения. Изучили способы поиска и определения объектов различных форм, размеров и цветов. На практике ребята также обучались самостоятельным полетам с помощью FPV-очков, которые создают иллюзию присутствия на борту управляемого летательного аппарата.
В этом году мы стали участниками двух соревнований. Первым стал Фестиваль робототехники «Калашников технофест» в направлении «Воздушные гонки». Для нас это был просто опыт, ребята увидели, как проходят такие соревнования, посмотрели на участников и их подготовку. Вторым стал чемпионат Worldskills по компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Школьники изучали программирование Python, отдельные главы математики, механику, электронику, трехмерное моделирование в КОМПАС-3D. Я думаю, что такие углубленные знания в прикладном программировании и прикладной электронике дадут им больше шансов поступить в техникум или вуз».
Надо сказать, обучение школьников было насыщенным. В первый год обучения участники проекта получали теоретические знания три раза в неделю, занимаясь дистанционно и по субботам на 6 уроках в очном формате. Ребята изучали электронику, математику через программирование. На втором году обучения школьников ждал практический блок, занимались по субботам в очном формате — в закрытой полетной зоне, которая находится в вузе. Проводили тренировки полетов, сборку и разборку беспилотных летательных аппаратов.
А по окончании учебного курса школьники сдавали экзамены. Все члены экзаменационной комиссии — сотрудники предприятий, связанных с производством или услугами беспилотных авиационных систем, в том числе, ООО «Финко», АО «ИЭМЗ «Купол», АО «ИРЗ» и АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». Вот, что они говорят о нашем образовательном проекте.
Михаил Шаклеин, инженер-оператор БПЛА ООО «Финко»:
— Сегодня в России активно развивается рынок беспилотной техники. Параллельно — технологии, связанные с этой сферой. Появляется множество новых рабочих мест, а специалистов нужного профиля не хватает. Я считаю, что благодаря подобному обучению, можно создать приток кадров, необходимых для отрасли.
Кирилл Корепанов, инженер-конструктор АО «ИЭМЗ «Купол»:
— В настоящее время беспилотные летательные аппараты являются востребованным средством во всех сферах нашей жизни, от доставки еды и мониторинга местности до ударных и разведывательных миссий в военной сфере. Учитывая скорость роста данной ниши, в ближайшем будущем может возникнуть нехватка грамотных операторов БПЛА, поэтому подобные курсы крайне полезны в современном мире. Такие мероприятия помогут вырастить квалифицированных специалистов, знающих свое дело.
Алексей Созонов, техник-конструктор наземных радиотехнических комплексов АО «ИРЗ»:
— Каждый день в нашу жизнь приходит что-то новое. Людей заменяют датчики и роботы, домашние телефоны — сотовые. Одно из самых перспективных направлений, которые активно развиваются — это беспилотные летательные аппараты. Беспилотники имеют огромный потенциал и уже сейчас помогают людям в таких областях, как строительство, лесное хозяйство, военная отрасль, спасательная и многих других. Беспилотные летательные аппараты очень нужны в современном мире, и очень важно, чтобы ребята проявляли интерес к БПЛА, учились не только управлять ими, но и собирать, конструировать, совершенствовать.
Павел Шишкин, техник АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»:
— Беспилотные системы набирают обороты во всех областях современной экономики. Беспилотные такси, автоматизированные склады и, конечно, самое активно развивающееся направление — беспилотные летательные аппараты. БПЛА могут решать широкий спектр задач: транспортировка грузов, аэрофотосъемка для мониторинга экологической обстановки, поиска месторождений полезных ископаемых и т.п. Кроме того, БПЛА являются сложными техническими устройствами, разработка, производство и эксплуатация которых требуют высококвалифицированных специалистов. И ребята, освоившие программу «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», прошли первую ступень на пути к становлению таким специалистом.
Цель достигнута. Свидетельство, торжественно врученное ректором, в кармане! В процессе двухгодичного образования каждый для себя уже осознал, в каком направлении ему развиваться. Кто-то хочет заниматься программированием, кто-то сборкой или наладкой связей между БПЛА и оператором пульта управления, а кому-то понравилось создавать дополнительные функции, совершенствовать беспилотник.
После 9 класса выпускники проекта могут поступить в Институт непрерывного профессионального образования на специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» и получить квалификацию «Оператор беспилотных летательных аппаратов». А после 11 класса ребят ждет более широкий выбор: это Приборостроительный факультет, Институт «Информатика и вычислительная техника» и Институт «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии».
Желаем ребятам развиваться дальше, получить достойную профессию и интересную работу!