ИжГТУ имени М. Т. Калашникова и особенно кафедра «Стрелковое оружие» давно и тесно сотрудничает и с МВК имени М. Т. Калашникова, и со Школой ружейного мастерства имени Леонарда Васева, поэтому выставка памяти ижевского мастера – прекрасный повод вспомнить традиции школы ижевских оружейников. И не только вспомнить, но и увидеть их в свете современных технологий, взять самое лучшее из прошлого для того, чтобы обогатить настоящее и будущее.
Музейный зал, где состоялось торжественное открытие выставки, был полон. Первыми зрителями экспозиции, посвященной выдающемуся ижевскому мастеру, яркому человеку и лиричному художнику, стали представители всех поколений ижевчан, от младших школьников до людей старшего возраста. Для многих, особенно совсем юных посетителей, это имя, возможно, стало открытием – как и творчество Леонарда Васева, другие же – те, кому посчастливилось быть знакомым с художником, работать с ним или учиться у него – пришли словно на встречу со старым другом или учителем. И официальные речи, обязательные для подобных событий, звучали не совсем официально, а тепло и искренне. Особая атмосфера присутствия героя выставки в зале ощущалась и благодаря его родным: с приветственным словом перед собравшимися выступил сын художника, Андрей Леонардович Васев. Необычной стала и первая экскурсия по выставке: помимо сотрудников музея, ее провели ижевские историки и краеведы, преподаватели Школы ружейного мастерства имени Леонарда Васева.
Среди ижевских оружейников всех поколений немало прекрасных ремесленников, настоящих мастеров своего дела, но среди тех, кто оставил яркий след в оружейной граверной школе ХХ века, имя Леонарда Васева – особенное. Он прожил всего 45 лет, практически всю жизнь, за исключением раннего детства и короткой учебы у немецких мастеров-оружейников, – в Ижевске. Но особняком его имя стоит не только потому, что он тонкий и лиричный художник, искусный гравер, но и новатор в своей профессии. Помимо того, что Леонард Васев возродил технологию многоцветного гравирования стали драгоценными металлами и их сплавами, он разработал уникальную гравировку, имитирующую узор инея – знаменитую технику «мороз». Одно из таких «морозных» ружей представлено в экспозиции среди других коллекционных экспонатов оружия, и посетители выставки могут вживую увидеть и оценить сказочную красоту и изящность авторской гравировки.
Сегодня имя Леонарда Васева носит единственная в России Школа ружейного мастерства, образованная в 1956 году на Ижевском механическом заводе. ИжГТУ имени М. Т. Калашникова тесно сотрудничает со Школой ружейМолодой ижевский гравер был первым инструктором группы гравёров школы, талантливым педагогом, создавшим свою методику обучения, где он обобщил личный опыт и традиции центрально-европейской гравёрной школы и тульских мастеров.
Его творческая и трудовая биография началась в годы Великой Отечественной войны, когда четырнадцатилетний подросток, уроженец крестьянской семьи Леонард Васев был принят учеником гравёра на Ижевский машиностроительный завод. А спустя три года он уже создал свое первое охотничье ружье «ИжБ-36», посвященное победе в Великой Отечественной войне, которое получило высокую оценку экспертов. Наркомат вооружения командировал юного гравёра вместе с коллегами на стажировку в Германию – в город Зуль, где тогда находился центр оружейного производства Германии и где Леонард Васев учился под руководством знаменитого гравёра Пауля Грейфцу. Во время той послевоенной зарубежной поездки юный Леонард посетил известный лагерь смерти Майданек в Люблине, который тоже оставил неизгладимый след в его душе. Он всю жизнь мечтал нарисовать картину, посвященную трагической истории Майданека, делал наброски и зарисовки. К сожалению, так и не успел это сделать.
Знакомство с традициями центрально-европейской школы обогатило молодого художника и послужило толчком для создания его собственного неповторимого стиля, оказавшего огромное влияние на последующие поколения ижевских гравёров.
В экспозиции представлено и легендарное «монреальское» охотничье ружье Иж-54 «Спорт», изготовленное Васевым к Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале и посвященное 50-летию Великой Октябрьской революции. В художественном оформлении ружья впервые широко была применена разработанная Васевым техника многоцветной живописи на металле сплавами драгоценных металлов. Один из двух созданных образцов ружья, экспонировавшихся на ЭКСПО-67, находится в Государственной Оружейной палате в Кремле, второй хранится на Ижевском механическом заводе.
И не все сейчас знают и помнят о том, что Леонард Васев, создававший шедевры оружейной гравировки, иллюстрировал книги, писал стихи и рассказы. Один из главных мотивов его творчества – родная природа, которую он, страстный охотник, бесконечно любил. В его работах удивительно тонко выписаны пейзажи, лесные обитатели – зайцы, лисы и белки, утки в зарослях камышей, глухари, токующие на соснах на фоне утренней зари. Все эти детали долго можно разглядывать в гравировке так называемого «литературного» ружья, оформленного по мотивам «Записок охотника» Тургенева и стихотворениям Некрасова.
Именно об этой любви к природе и умении передать ее красоту даже в таком, казалось бы, агрессивном предмете, как оружие, писал в своей книге «Записки конструктора-оружейника» Михаил Калашников.
«Размышляя об эстетике оружия, я вспоминаю замечательного уральского мастера, златокузнеца-самородка Леонарда Михайловича Васева. С ним меня связывали товарищеские отношения… Планам, замечательным замыслам Леонарда Михайловича не суждено было свершиться. Он ушел из жизни в расцвете творческих сил. Но осталась неповторимая васевская школа художественной обработки металла. Я даже слышал, как некоторые оружейники ее называли «школой Леонардо». Первую свою крупную работу — оформление охотничьего ружья — он, тогда совсем еще юный гравер, выполнил в 1945 году и назвал ее «Победа». Она очень близка мне по своему колориту: славя Победу советского народа в Великой Отечественной войне, напоминает о боях, в которых довелось принимать участие. Более всего мне по душе сюжетные мотивы и орнаментальные формы, в которых Васев самобытными художественными средствами выражал красоту окружающего мира. Доводилось слышать его рассказы о походах в лес, об увиденных на охоте картинках из жизни зверей, птиц, трав. Когда потом я видел все это в лирических композициях на металле, на украшенных им ружьях, то поражался полету мысли, фантазии художника. Заяц и лось, глухарь и куропатка, лиса и медведь — все они живут в исполнении Леонарда Михайловича какой-то окрыленной устремленностью, предчувствием движения или самим движением».
В выставке «Резцом, пером и кистью очерченная жизнь» - именно так полностью называется экспозиция – ее создатели постарались отразить всю многогранность личности художника. Помимо коллекционных ружей впервые представлены эскизы и рисунки Васева – акварельные миниатюры, наброски, к картине «Майданек», живописные пейзажи, машинописные и рукописные страницы рассказов и стихотворений, личные вещи мастера – этюдник, личное охотничье ружье, гравёрный инструмент, привезённый из Германии в 1946 году, портсигар, гравированный им во время работы на машиностроительном заводе в период Великой Отечественной войны, и другие предметы из семейного архива и фондов. Мультимедийные элементы выставки дополняют ее содержание: на экране зала демонстрируется фильм, где использованы редкие документальные кадры с участием самого Леонарда Васева, а из динамиков звучат его стихи, рассказы и дневниковые записи в исполнении актеров ижевских театров.
Кажется, в этой небольшой и компактной экспозиции что-то важное, интересное для себя, открывающее внутренний мир художника и яркой личности ХХ века, может найти каждый: кто-то будет всматриваться в детали гравировки ружей, кто-то – читать наивные, но искренние и живые поэтические строки, другой же замрет у набросков к «Майданеку», пытаясь разгадать замысел будущей картины…
Выставка «Резцом, пером и кистью…» работает в музейно-выставочном комплексе имени М. Т. Калашникова до 5 ноября.
В рамках работы выставки пройдут мероприятия, посвященные искусству оружейного мастерства:
Подготовила Светлана МАЛЬЦЕВА