О механизме распределения бюджетных мест в вузах

Рассказывает первый проректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова А.В. Губерт:

— С этого года Министерство науки и высшего образования РФ начинает совершенствовать процедуру распределения бюджетных мест при приеме в вузы. Как известно, на это обращено внимание и в Послании Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путина. Процедура будет проходить в четыре этапа.

Первый этап. 5% бюджетных мест распределяются сразу на Федеральном уровне по тем организациям, которые выделяются в отдельный блок по ряду направлений подготовки (это военные науки, культура, искусство).

95 % мест будут переданы для распределения в регионы Российской Федерации. Соответственно, все образовательные организации, которые находятся в регионах, будут участвовать в конкурсе на получение бюджетных мест. Но для них будут установлены определенные пороги, связанные с качеством обучения. Замечу, что конкурс будет проводиться по укрупненным группам направлений подготовки. Если у какой-то организации показатели окажутся низкие, то она не будет допущена для участия в конкурсе.

Второй этап — распределение мест между образовательными организациями в регионах. Так как, некоторые вузы к конкурсу могут быть не допущены по интегральным показателям, то в регионе могут остаться невостребованные места по одной и нескольким направлениям подготовки. Поэтому эти места будут перераспределены на третьем этапе между вузами округа. Если на этом этапе в округе места по-прежнему остались невостребованными, то они уже будут переданы на федеральный уровень и дораспределены между организациями РФ. Вот такой многоступенчатый принцип распределения мест.

Далее. Кардинально меняются подходы к распределению мест по каждой укрупненной группе направления подготовки. По бакалавриату, специалитету, магистратуре и аспирантуре будет рейтинговое выстраивание всех организаций, в том числе, и филиалов. То есть, в конкурсе вузы и филиалы будут участвовать отдельно.

Критерии оценивания — по стобалльной системе. Сто баллов поделены на четыре большие группы. Первая — это показатели приема, где учитывается средний балл ЕГЭ, процент отчисленных, процент целевого приема и т.д. В частности, пороговое значение показателя целевой прием — 50%, при котором организация получает максимальный балл.

Следующая группа показателей — это отраслевые: насколько выпускники специальности или образовательной организации соответствуют требованиям предприятия. Учитывается все: и наличие профессионально-общественной аккредитации определенных групп направления подготовки, и количество дополнительных образовательных программ, и соотношение количества магистров и аспирантов к количеству бакалавров и специалистов. Речь идет востребованности направления в целом для организации, которая работает в субъекте.

Мне представляется, что у вузов, готовящих специалистов для оборонно-промышленного комплекса, тут будут свои замечания. Мы считаем, что трудоемкость подготовки и уровень специалистов для организаций ОПК сопоставим с магистром. Мы уже обсуждаем эту тему, потому что для нас важно, чтобы эти показатели переместились в показатели многоуровневых программ.

Сегодня, чтобы получить максимальный балл блоку дополнительных образовательных программ, 25 % от количества обучающихся по направлению подготовки должны быть обучены по программам повышения квалификации или профпереподготовки. Понятно, что речь идет не о студентах. Это показатель того, насколько востребована специальность в дальнейшем у специалистов.

При распределении бюджетных мест отныне во внимание будут браться и показатели трудоустройства — трудоустройство именно по полученной специальности и уровень зарплаты у выпускника.

И четвертая группа — это интегральные показатели. Сейчас те все специальности и направления подготовки, которые существуют, разделены между Министерствами и ведомствами. У Минобрнауки на первом месте научные показатели, — это количество цитирований и статей в журналах Скопус, это деньги, принесенные от науки по направлениям подготовки по бакалавриату и специалитету.

Аналогичные показатели по магистратуре. В магистратуре должны учиться не менее 50 % «платников» — только тогда заявка будет высоко котироваться. Надо понимать это так: «Если люди готовы учиться за плату — мы готовы дать вам бюджетное место».

Отдельным показателем будет учитываться и платежеспособность регионов — чем она ниже, тем больше шансов получить бюджетные места.

Сегодня Министерство подталкивает вузы работать плотнее со своими заказчиками, — образовательная организация должна понимать, для кого она работает, мы должны работать с предприятиями и организациями, понимать их запросы и т. д.

Но ключевая проблема планирования подготовки кадров пока не решена: если цифры приема мы получаем по заявке региона на этот год, то сам регион получит этих специалистов только через четыре-пять лет. Значит и регион в целом и представители производства должны хорошо представлять, сколько и каких кадров им понадобится через эти четыре-пять лет.

Каждый филиал по новой методике участвует в конкурсе самостоятельно. Головная организация может перераспределить филиалам дополнительно только 10% своих мест. Если филиал не обеспечил прием у себя на бюджетные места, эти места он уже не сможет «отдать» головной организации и получит штрафные баллы на заявку следующего года. При это на переходный период в показателях филиала будут учитываться и показатели головной организации.

Сообщается, что процедура перехода к новому механизму распределения контрольных цифр приема будет проходить поэтапно. Завершение «переходного периода» — в 2024 году.

6 февраля состоится собрание Ассоциации развития промышленных предприятий УР, мы, конечно, проинформируем коллег о нововведениях и постараемся объяснить, какова теперь их ответственность в тех цифрах, которые будут заявляться на федеральный уровень: «Уважаемые производственники, теперь уже все зависит не от нас, а от вас. За государственные деньги учить людей просто так уже не получится».

Дата: 28.01.2020
Полезная информация