Новые выставки в "Ракурсе": от проекта до шедевра

Один из двух залов выставочного центра на этот раз заняла экспозиция «Дизайн-проекты интерьера»  традиционного для РиД – факультета  формата «Учитель и ученики».

Это собрание лучших учебных работ  (дипломных проектов и проектов по дисциплине «Художественное проектирование мебели»),  выполненных  в текущем году студентами факультета специальности «Искусство интерьера»: от проектов 2-х и 3-х комнатных квартир в современном  и средневековом стиле стиле, корпусной мебели для гостиной, до проектов гостиничного номера , загородного коттеджа зала ЗАГСа и ландшафта приусадебного участка.

А во втором зале «Ракурса» расположилась экспозиция Школы ружейного мастерства им. Леонарда Васева*, посвященная Всероссийскому дню оружейника.

В этом собрании, объединенном строгим названием «Художественное оформление оружия» -  не только лучшие работы современных ижевских граверов, удивительные эскизы оформления подарочных ружей в акварели и карандаше  (от ружья  «70 лет Великому Октябрю» до ружей с названиями «Битвы титанов» и «Трофеи Купидона»), но и коллекция матриц и пуассонов для массового производства, сувенирная продукция Школы – резные органайзеры из бука и ореха с металлическими гравированными пластинами, бюсты и юбилейные подарочные медали из меди и сплавов.

Отдельный стенд, посвящен художнику-граверу В. М. Белобородову – его эскизы, юбилейные бронзовые медали и личные инструменты  мастера – штихели; еще один стенд – инновационная разработка, выполненная на РиД-факультете: технологии ЧПУ обработки ортопедической рукоятки спортивного пистолета МР-46М (автор аспирант Садыкова Г. Р., студент Зяббаров И. Г. , научный руководитель – профессор, д. т. наук М. М. Черных).

Открывая выставку, ректор ИжГТУ Борис Анатольевич Якимович  сказал, «… 19 сентября мы отмечаем Всероссийский день оружейника, и, конечно, эта выставка имеет особое значение… Нам очень приятно, что мы не теряем связь и постоянно работаем со Школой оружейного мастерства им. Л. Васева концерна «Калашников»,  и это сотрудничество приносит хорошие результаты. 

Мы хотим, чтобы вы, наши студенты, были конкурентны,  вся наша надежда на вас, молодых… И в данном случае -  это не только технологии, но и высокое искусство. Хочу пожелать вам самых больших успехов - чтобы вас знали во всем мире. 

Знаете, мне недавно пришлось подискутировать с одним из руководителей Минобразования, когда мы были в Китае, и видели работы архитектора Норманна Фостера, его уникальные небоскребы.  

Разговор зашел о наших архитекторах и строителях, в том числе, которых выпускает наш ИС-факультет,  и я сказал, что у нас очень хорошие, талантливые ребята,  достойные специалисты. Мой собеседник возразил: «..но у вас же нет Фостера, который бы мог - вот так…».  Я ответил, что, наверное,  без талантливых людей, которые окружают таких «фостеров», и он бы мог не состояться… (кстати, лорд и пэр, известный всему миру архитектор  Норман Фостер – сын рабочего, который не мог платить за учебу сына. Университетскую стипендию Норман получил почти случайно – после армии. А своим кумиром сам Фостер называет «русского  Эдисона», инженера В. Г. Шухова, между прочим  руководителя проекта мартенов нашей «Ижстали» - ред. ) 

Теперь же я подумал, глядя на вас: а почему - нет? Кто сказал, что среди вас нет «фостеров»? Должны быть такие звезды и среди вас, в области оружейного мастерства и дизайна. Желаю вам успеха и побед фостеровского масштаба в области оружейного искусства!»

Директор школы ружейного мастерства Людмила Геннадиевна Ломаева (тоже гравер  и выпускница этой школы) поблагодарила коллег за предоставление прекрасной площадки для выставки и провела первую экскурсию  для ее первых посетителей, рассказала о мастерах школы и их достижениях. 

Как известно, Ижевск – единственный российский оружейный центр, где существует и развивается система подготовки мастеров художественной отделки оружия, основоположником которой стал Леонард Васев. Ружья, изготовленные  ими, участвуют в российских и международных выставках, занимают призовые места на конкурсах профессионального мастерства, получают заслуженное признание ценителей и знатоков стрелкового оружия.

И учатся в Школе не только ижевчане, но и талантливые ребята со всей России  (кстати, -  в час открытия выставки в ИжГТУ в Школе как раз шла защита молодого специалиста-выпускника из  Новосибирска), учились  у ижевских преподавателей и молодые оружейники Азербайджана, Южной Кореи, есть заявки из Австрии… 

Надо сказать, тем, кто оказался в числе первых зрителей выставки, повезло – у стенда со своими эскизами о своих работах рассказывал автор - Александр Алексеевич Передвигин:  о  гравировке пистолетов Ярыгина, два из которых стали подарками Президентам России - Борису Ельцину и Владимиру Путину , о сюжетных гравировках Иж-27,  о ружье «Абу-Дабу», которое теперь можно увидеть только на фотографиях в презентационных каталогах и которое  осталось в Арабских Эмиратах,   о творческих  экспериментах  и новых технологиях  (например, покрытии нитридом титана, которое удешевляет изделия, но создает впечатление оружия, щедро покрытого золотом) и т. д. 

И даже о «муках творчества» - а без них художников не бывает:  «… над новым проектом, конечно, сидишь неделями, рисуешь и перерисовываешь десятки раз, и иногда приходишь к результату тяжело. Бывает и так:  разложил готовые эскизы проекта, подумал-посмотрел – нет, не нравится. И звери не те, и орнамент, и сюжет…   И начинаешь все снова.  

Один неудачный элемент может заставить изменить всю композицию. Сложность оружейного оформления еще и в том, что ружье рисуешь «целым», а на его поверхности эта целая композиция разделена на отдельные сюжеты. При этом они должны составлять одно целое, и каждое в отдельности - быть самодостаточным, цельным и вписываться в свою форму. Должны  сочетаться сюжеты на разной текстуре – гравировка на металле и резьба на дереве, сочетаться сюжеты и орнаменты, левая и правая сторона ружья, нижняя и верхняя. Все должно быть выполнимо технически, не влиять на качество и вес оружия, важен уровень мастерства коллеги - мастера-слесаря, без которого - никак …»

А еще раз удивительно повезло тем, кто в этот день попал на открытие выставки, потому, что они смогли увидеть мастер-класс  Дениса Владимировича Никонова, выпускника  Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, члена Союза художников России, преподавателя Школы оружейного мастерства им. Л. Васева,  который обучает молодых гравёров живописи, рисунку и проекту.

Тема  его мастер-класса - «Проектная графика» или по терминологии самого художника - «форсированная  графика».  «Хорошо выполненный проект, хорошая презентация изделия , выполненная доходчиво, в профессиональной графической технике, позволяет зрителю процентов на 70-80 представить, как будет выглядеть изделие в итоге, в реальности и в материале», - считает Д. В. Никонов, - « Я пользуюсь некой комбинацией  техник - акварель, гуашь, акрил, пастель (на самом деле, и масло можно добавить), используя сильные стороны каждой из них, - все зависит от поверхности, на которой вы работаете,  как она подготовлена. Все эти сочетания создают интересные эффекты и ходы  (плюс технические «секреты» - например,  не ждем высыхания очередного слоя краски, а подсушиваем ее феном)  помогают достигнуть хорошего результата за короткий срок. Минимум средств - максимум выражения! Главное -  тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь!»

Все что происходило дальше, лучше всего было видеть собственными глазами и слушать собственными ушами. Вот легкий карандашный профиль ружья ( ИЖ-271С) превращается, превращается  в …почти настоящее ружье, да еще на фоне живописных, раскиданных ветром камышей. 

И Мастер при этом стоит у мольберта, рисует правой и  держит левую руку с салфеткой за спиной , как фехтовальщик в изящном выпаде, и объяснения его время от времени поразительно похожи …на стихи:

- « Пока поверхность работы живая, эту текстуру мы можем создавать перед собою на листе… Рисуем текстуру, как дети, – смело зажав в кулачке целую кучу карандашей разного цвета… Передаем текстуру с натуры, стежок за стежком, это как вышивание ,  как медитация…  Проступает текстура бумаги? Это  некоторая недосказанность… 

Акрил - это сочность и оптика, но необратимо. Но избавляет от страха, что смажется  важный для вас элемент…   

Каждый блик – не слепое пятно, он имеет свой цвет или тон… Помните, грань света и тени -  всегда холодна, изломы формы – это с легкой холодцой.  «Теплохолодность»,  как говорят иногда, живопись - « это когда мерцат» ( мерцает)… Это игра, дыхание теплого и холодного рефлексов (вспомните Клода Монэ)…

А  когда мы устали от акварели, берем в руки пастель…»

Специально для студентов-дизайнеров, которые не попали на открытие выставки:  на  видеохостинге YouTube  (http://www.youtube.com/channel/UC27-Tk23b8HYykGsPlbe1lw)  есть мастер-классы  Д. В. Никонова, -  рекомендуем! 

Время работы новых выставок 18-26 сентября  с 10.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья (ВЦ ИжГТУ « Ракурс», 2 корпус университета, 4-й этаж).

Для учащихся учебных заведений организуются экскурсии, запись по тел. 8-912-75-48-777. Куратор выставок – Валерий Никонорович Мокрецов


*Народный художник Удмуртской АССР Леонард Михайлович Васев, ученик немецкого потомственного оружейного мастера Пауля Грайфцу  (фирма «Братья Меркель») начинал свою карьеру учеником гравера на «Ижмаше», в 1942 году.  Разработал собственный, узнаваемый художественный стиль, уникальные техники гравировки (в том числе, так называемый «мороз» - узор инея), возродил многоцветное гравирование драгоценными металлами и их сплавами (« живопись по металлу» и т. д. Одаренный скульптор, график и даже поэт, уверенный, что «…Природа - самое красивое из прекрасного…»

  

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дата: 07.08.2018
Полезная информация