21 января свой 85-летний юбилей отметил доктор технических наук, профессор кафедры «Вычислительная техника» Института «Информатика и вычислительная техника» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Валерий Борисович Гитлин. Общий трудовой стаж юбиляра составляет 60 лет!
В.Б.Гитлин родился в 1939 году в Москве. Но еще до войны семья Гитлиных перебралась в Ижевск — его отца-инженера по распределению направили на строительство телефонной станции. И Валерий Гитлин стал учиться в мужской школе № 22.
— В школе была атмосфера знаний и открытий. С 4-го класса я был уже прикреплен к отстающим по математике. Именно в школе у меня проявилась способность — объяснять сложные вещи так, чтобы было понятно. Классный руководитель А.С.Толмачева говорила нам: ребята, читайте как можно больше, старайтесь понять смысл того, что хотел сказать автор, учитесь читать между строк.... Правила жизни, которые учительница произносила нам, были усвоены на всю жизнь, — вспоминает Валерий Борисович.
После школы — в ИМИ
После окончания общеобразовательной школы Валерий Борисович, как и все мальчишки того времени, хотел связать свою жизнь с авиацией, он с 5-го класса школы занимался в авиамодельном кружке, и подал документы в Московский авиационный институт. Но экзамены провалил, и год отработал токарем на Ижевском мотозаводе.
— Это было время, когда физический труд ценился высоко. Молодые люди осознанно выбирали рабочие специальности. Я наблюдал, что далеко не каждый умный и талантливый парень мог позволить себе высшее образование — нужно было кормить семью. Я же решил обязательно продолжить образование, и даже считал это чем-то само собой разумеющимся, ведь мои родители были с высшим образованием. На следующий год, а это был 1957-й я поступил в ИМИ.
Первые два года учился на Машиностроительном факультете, а после реформирования группы — на специальности «радиоинженер» Приборостроительного факультета. Окончил вуз с красным дипломом и был по распределению направлен на Марийский машиностроительный завод. Дослужился до ведущего инженера, но по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Ижевск. Бывшие сокурсники пригласили меня в ИМИ. Устроившись ассистентом на кафедру «Радиоприемные устройства», стал преподавать и поступил в аспирантуру к Г.А.Тихонову на кафедру «ВТ». Тогда ему пришлось самостоятельно осваивать программирование.
Валерий Борисович убежден, что успешными изобретателями становятся новички-первопроходцы. У них есть то, чем не обладают корифеи: свежий взгляд. Профессионал знает, что в эту сторону идти нельзя — там тупик. Новички же тупики преодолевают.
— Когда я окончил школу, ни компьютеров, ни полупроводников, ни даже транзисторов не было. В то время ученые занимались распознаванием речи, пытаясь сделать устройство по типу печатной машинки, которое бы слыша речь, печатало само. Я же сознательно ушел на распознание голоса, потому что никто этим не занимался. И бывало, пробуешь, пробуешь и опять ничего не выходит... Кажется, ночью ухватишь какую-то мысль, начинаешь с утра с ней работать, а снова ничего не получается. А когда получается — необъяснимая радость и огромное желание снова работать, — делится воспоминаниями профессор.
Одержимый наукой
Доктор технических наук, профессор В.Б.Гитлин — автор 142 публикаций, из них пять авторских свидетельств на изобретения, 35 учебно-методических указаний. Все его научные исследования посвящены распознаванию и обработке речи. Совместно с кафедрой английского языка им разработана система обучения интонационным особенностям устной речи на произвольном языке. В числе интересных и перспективных — разработка систем диагностики заболеваний речевого аппарата и определения эмоционального состояния человека по голосу. В рамках сотрудничества с Институтом механики УрО РАН ученым предложены цифровые методы воспроизведения звуковой обстановки в пространстве для стрелковых тренажеров. За эту работу Валерий Борисович в 1999 году был принят в Российское акустическое общество. Успехи ученого по распознаванию голоса в области криминалистики отмечены избранием его в 2009-м действительным членом Академии военных наук.
Он и сейчас одержим наукой. «Есть и идеи, и мысли, но на все не хватает времени. У меня плотный график занятий со студентами, — признается профессор. — В научной среде не принято делиться планами, пусть они останутся в секрете.
У меня нескучная жизнь. Но все же не такая, как в рассказе А.П.Чехова „Нескучная жизнь“, где у профессора есть личный ассистент, который пишет на доске мелом, когда профессор читает лекцию, а лаборант приносит приборы. Я сам провожу эксперименты и сам пишу статьи (раньше на то была машинистка). Хотелось бы, чтобы передовые лаборатории и оборудование были не только в столичных вузах»...
Человеку, который посвятил всю свою жизнь науке, трудно понять нынешних студентов, ставящих во главу угла материальную составляющую. Но возразить бывает нечем, когда убеждая сильных ребят идти в магистратуру, слышишь в ответ «программистом заработаю больше». Не объяснять же «поколению Пепси», что есть награда, превосходящая деньги — успехи учеников, признание, уважение.
О профессии педагога
— Чтобы заниматься наукой — нужно осознанное желание, не бояться трудностей, возможных ошибок, обладать умением добиваться поставленных целей. Работая в вузе, легче защитить диссертацию — окружающая обстановка стимулирует к развитию. Большая удача, когда встречается преподаватель и ученик, желающий работать в сотрудничестве.
Был у меня студент-магистрант. Не получалось у него сначала и интереса никакого не было, уже стоял на отчисление. Когда же он понял суть темы, начал писать и программы, и научные статьи — не остановишь. Окончил вуз, и мы до сих пор с ним в прекрасных отношениях.
Недавно прочитал такую информацию, что в результате масштабных исследований ученые выяснили, что реализовать себя в определенной сфере нужно до 27 лет. После этого возраста снижается уверенность в дальнейших успехах, а также теряется амбициозность. Так что студентам нельзя терять время. Наша специальность трудная. Чтобы быть специалистом высокого класса, нужно знать две вещи — схемотехнику и программирование. В эпоху цифровизации все меняется быстрыми темпами — нужно быть «гибким».
У меня много учеников, недавно подсчитал — около восьми тысяч. Профессия «педагог» требует огромного терпения. Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыться своему ученику. И, конечно, все учителя очень хотят гордиться своими учениками. Я при встрече всегда спрашиваю: как сложилась жизнь? И знаете, многие хорошо устроены и стали профессионалами. А аспирантов у меня было немного, и они давно стали коллегами, друзьями: профессор А.М. Сметанин, доцент И.О.Архипов и другие.
О семье и радостях жизни...
За свою жизнь наш юбиляр побывал в разных уголках страны. Но Ижевск всегда был ближе. Здесь выросли дети Валерия Борисовича — дочь и сын. Дочь давно живет в Москве. Она была первой ученицей в ижевской школе № 31, которую окончила с отличием. Внучки тоже радуют: одна получила образование в Московском педагогическом институте, преподает китайский язык. Вторая — год назад защитила в МГУ кандидатскую диссертацию по химико-биологическим наукам.
Наш юбиляр, по-прежнему, в строю, и кажется, что время неподвластно ему. «Мир вокруг меняется так быстро, что нужно быть готовым к новому. С утра до вечера читаю техническую литературу — и на английском, на и русском языках, и это занятие приносит мне только радость».
...Одним словом, нашему герою есть что вспомнить и есть с чем жить дальше.
Коллектив кафедры «Вычислительная техника» поздравляет Валерия Борисовича Гитлина со славной датой! Желает крепкого здоровья и оставаться молодым в душе!