Киясово — родина великого художника-баталиста Петра Кривоногова, автора знаменитых картин "Победа" и "Защитники Брестской крепости". В 1997 году на родине Петра Кривоногова был открыт музей – единственный в России, собравший в своих фондах более ста работ художника: живописных картин, пейзажей, портретов, эскизов и фронтовых рисунков 1942-1945 годов, выполненных карандашом, углем и акварелью.
Пожалуй, самое известное произведение художника - картина "Победа", за которую в 1948 году автор был удостоен Государственной премии СССР. Не смотря на то, что ее репродукции часто можно встретить в учебниках, художественных альбомах и военно-мемуарных книгах, для многих из нас стало открытием, что это полотно – творение нашего земляка.
К слову, "Победа" - шедевр советской батальной живописи и своеобразный символ великой Победы над фашизмом. Над этим полотном художник работал почти три года. Сейчас оригинал картины находится в Центральном музее Вооруженных сил России в Москве.
Из музея советского живописца-баталиста мы отправились в Киясовский дом ремесел, где нас ждал мастер-класс по изготовлению берестяных изделий от Надежды Никифоровой. Под руководством мастера каждый смог создать свой уникальный и неповторимый берестяной сувенир, используя несложные способы художественного оформления таких изделий - тиснение и прорезную резьбу. Берестяные кулоны, браслеты и картинки, без сомнения, станут частью добрых воспоминаний каждого из нас об этом путешествии.
Конечным пунктом нашего этномаршрута стала деревня Карамас-Пельга. По легенде, более трехсот лет назад татарский юноша Карамас батрачил в зажиточной удмуртской семье и влюбился в дочь хозяина Пельгу. Родители были против этого союза, и молодые решились бежать. Поселились они среди могучих лесов рядом с чистейшим родником – Сарали, на том самом месте, где сейчас и находится деревня, названная в честь двух влюбленных - Карамас-Пельга. Однако возле родника парень и девушка жить не смогли – в том месте водилось много змей, поэтому они поднялись в гору. С тех самых пор первая и самая старая улица деревни по праву считается началом рода "Пельга".
В число основателей этой деревни, по словам экскурсовода Елены Белослудцевой, входит и родовая группа "Салья", состоявшая из трех братьев из деревни Старая Салья. Род "Пельга" и род "Салья" образовали в деревне отдельные околотки со своими молельными куалами.
Сейчас в той части деревни, где когда-то поселился род "Салья", находится Центр удмуртской культуры. Здесь же проходят языческие обряды и праздники, связанные с тремя божествами удмуртов-язычников: Инмаром, Кылдысином и Кереметем. Много лет жители деревни проводят древний обряд удмуртской Пасхи - "Акашка": в лесу на священном месте варится каша, затем жрец освящает кушанье, и его везут на лошади к месту молельного места рода "Салья", чтобы угостить всех жителей деревни.
Ни один праздник в деревне не обходится без участия народного коллектива "Инвожо", ставшего популярным не только на родине, но и далеко за ее пределами. К слову сказать, "Инвожо" - первый сельский коллектив, который в 1982 году выехал на Международный фестиваль малых народов мира, проходивший в Финляндии. Артисты ансамбля также побывали в Эстонии, в Латвии, а в 2010 году приняли участие в популярном телепроекте "Минута славы".
Нам тоже удалось познакомиться с творчеством "Инвожо". Мы кушали и слушали: под старинные удмуртские напевы наслаждались травяным чаем, горячими перепечами и пышными табанями. На славу повеселились на настоящей удмуртской свадьбе и покатались с крутых карамас-пельгинских горок на тюбингах.
Вот так и закончилось наше путешествие и еще одна удивительная страница истории родного края уже прочитана. Но впереди еще много новых.… Стоит надеяться, что продолжение следует.
Марина Южанина
{pgslideshow id=43|width=640|height=480|delay=3000|image=L}
{phocagallery view=category|categoryid=43|limitstart=0|limitcount=0|detail=8|displayname=0|displaydetail=0|displaydownload=0}