– С тех пор как Александр Иванович Тихонов дал согласие на то, чтобы институт физической культуры и спорта ИжГТУ носил его имя, он бывает в Ижевске и нашем вузе ежегодно, – говорит директор институт физической культуры и спорта имени А. И. Тихонова Илдус Гибадуллин. – Александр Иванович интересуется тем, что происходит у нас, оказывает нам всяческую помощь. Наш институт молод – ему всего лишь три года. И мы будем развиваться дальше – в том числе в сотрудничестве с министерством спорта Российской Федерации, Союзом биатлонистов России и, самое главное, с регионами, где развивается биатлон – а это Красноярск, Мурманск, Новосибирск, Уфа… И прежде всего мы будем продолжать оказывать регионам научно-методическую помощь в подготовке тренеров по биатлону.
В позапрошлом году в жизни института, в самом начале его создания, произошло памятное событие, и мы надеемся, что оно станет ежегодной традицией. Александр Тихонов лично вручил студенческие билеты первокурсникам института, который носит его имя. В этот свой приезд четырехкратный олимпийский чемпион вновь будет вручать студенческие билеты уже новому поколению студентов.
Также Александр Тихонов привез свой фотопортрет, который намерен подарить музейно-выставочному комплексу стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова. Такой подарок городу и музею легенда российского спорта делает в год 95-летия другой российской легенды, оружейной – конструктора с мировым именем Михаила Калашникова, с которым Александр Тихонов был знаком лично.
– Мое знакомство с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым состоялось в 1966 году, когда я только что пришел в биатлон и сам делал свою первую винтовку, точнее, ложу (приклад) для нее. Хотелось подогнать ее под себя, сделать максимально удобной. На заводе, где я делал ложу, был режим секретности, и часто приходилось менять пропуск – каждый раз, когда выходишь с завода, нужно было делать новый пропуск, чтобы попасть на него. А если не выходишь, то и не отмечаешься, и действителен прежний пропуск. И я решил не выходить – оставался в цехе, допоздна работал у верстака… И ночевал там же, в цехе, на оружейном ящике. Михаил Тимофеевич приходил на работу очень рано, и как-то он меня застал спящим на этом ящике, страшно удивился и спросил: "Как ты сюда попал?" Я ответил, что вот – делаю сам свою ложу. "Ну, показывай", – попросил он. Я показал, он похвалил меня, сказал, что все очень достойно. И с тех пор наша дружба с ним продолжалась до самого его ухода из жизни. Я приезжал в Ижевск на 90-летие Михаила Тимофеевича – получил персональное приглашение, подписанное его рукой, что было для меня высокой честью. Встречались мы с ним и на 70-летии Галины Кулаковой.
Меня всегда поражала простота, доступность Михаила Калашникова: любой, кто бы ни обратился к нему, получал ответ на свой вопрос или просьбу. Имя Михаила Калашникова – настоящее достояние России. Я немало знал великих людей, которые возносились, а Михаил Тимофеевич оставался простым ижевчанином, земным человеком, будучи при этом гениальным конструктором и тружеником. Глубокая порядочность, доступность, человеческое отношение к людям без всякого высокомерия при всех своих заслугах – именно эти качества отличают для меня Михаила Тимофеевича прежде всего.
Записала Светлана МАЛЬЦЕВА