— Программа открыта в Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» в 2011 году по инициативе Минобрнауки РФ и ориентирована на управленцев и специалистов высших учебных заведений. Срок обучения 2,5 года по очно-заочной форме обучения.
Можно выбрать одну из специализаций: «Управление» или «Проектирование современного обучения». Программа нацелена на развитие компетенций, помогающих разрабатывать и реализовывать стратегии и проекты развития вузов, а также проектировать и внедрять современные образовательные программы и среду обучения.
Отличительными особенностями программы являются ее проблемная ориентация, междисциплинарный подход, возможность балансировать исследовательскую и практическую работу, нацеленность на создание новых идей развития вузов, вовлечение слушателей в совместную деятельность. Программа изначально включена в международные проекты и современную повестку дня исследований в высшем образовании.
Основной контингент обучающихся — это ректоры и проректоры вузов, деканы и директора институтов, руководители кафедры и образовательных программ, руководители управлений и отделов, а также сотрудники вузов с управленческим потенциалом и кадрового резерва. Средний возраст обучающихся (по набору 2016-года) — 37 лет.
— Что выгодно отличает эту магистерскую программу от других? Как проходит процесс обучения?
— Во-первых — это единственная в России очно-заочная магистратура для тех, кто уже работает в системе высшего и непрерывного дополнительного профессионального образования. Здесь изучают стратегии и модели управления образовательными организациями на примере конкретных вузов, факультетов и научно-образовательных стартапов. Программа помогает развить аналитические, управленческие и лидерские компетенции и войти в клуб профессионалов, который уже объединяет 140 выпускников из 70 вузов страны.
Во-вторых — это сильный преподавательский состав и руководство программой, включающий специалистов международного уровня в области высшего образования и управления из НИУ «ВШЭ». Многие из них прошли обучение в ведущих университетах мира и имеют международный опыт научно-образовательной деятельности. Кроме того, в процессе обучения участвуют постоянные приглашенные зарубежные специалисты, как правило, это профессора мирового уровня в соответствующей области.
В-третьих, ежегодно студенты изучают опыт ведущих российских университетов. Например, за два года моего обучения были организованы визиты в различные университеты, в том числе, Британскую высшую школу дизайна, Московский политех, Российский университет кооперации, Корпоративный университет Сбербанка и другие. Кроме того, на втором курсе студенты работают над аналитическими кейсами университетов в определенной сфере их деятельности, результаты издаются в виде сборника кейсов.
В-четвертых, в процессе обучения используется очень удобная информационно-образовательная среда. Студенты имеют персональный доступ ко всем обучающим материалам, заданиям с указанием сроков их выполнения, а также результатам обучения. Через эту среду студенты взаимодействуют с преподавателями, загружают свои отчеты и получают обратную связь. Кроме того, все студенты имеют возможность работать в электронной библиотеке, где доступны книги ведущих мировых издательств, а также статьи ведущих отечественных и зарубежных журналов и сборников конференций. И это далеко не полный перечень всех особенностей обучения по этой программе.
— Каков формат обучения и что конкретно студенты изучают на этой программе?
Обучение разделено на модули, это аналог семестров, только в году не два, а три таких модуля. В первые два года обучения каждый модуль включает очную часть (две недели интенсивного обучения) и дистанционную часть (обычно 2-3 месяца). Последний, 7-й модуль, с сентября по февраль — это подготовка и защита ВКР. В течение первых 6-ти модулей студенты три раза в год приезжают на сессию, где слушают лекции, работают на семинарах, выполняют задания, отчитываются по ним и проходят промежуточную аттестацию. В остальное время в течение модуля студенты обучаются и выполняют задания дистанционно.
На время сессии студенту положен дополнительный оплачиваемый отпуск, однако расходы на транспорт и проживание в Москве наш университет не несет. Кроме того, НИУ «ВШЭ» не предоставляет общежитие, поэтому, в любом случае студент сам оплачивает эти расходы.
Все занятия проходят в современном, проектно-ориентированном формате, т.е. студенты поделены на небольшие группы 5-7 человек, которые выполняют большинство проектов и заданий, однако, есть также и индивидуальные задания. Все учебные материалы доступны в информационно-образовательной среде по персональному доступу. Аттестация проходит по 10-балльной системе, результаты доступны в электронной зачетной книжке.
Всего за время обучения студенты проходят около 20-ти дисциплин, среди которых, например, «Проектное управление в вузе», «Стратегическое управление в вузе», «Технологии разработки и принятия управленческих решений», «Проектирование, разработка и реализация образовательных продуктов», «Академическая профессия и академические контракты», «Лучшие стратегии и модели управления вузами», «Современные проблемы управления вузовской наукой и инновациями», «Лидерство в образовательных организациях» и другие.
-Каковы условия поступления на эту программу и критерии отбора?
Для приема на программу в 2018 году запланировано 40 бюджетных мест. Конкурс обычно составляет примерно 3 человека на место. Отбор на программу осуществляется на основе оценки портфолио по 100-балльной шкале. Документы для участия в конкурсе портфолио предоставляются в приемную комиссию до 13 сентября.
Оценка документов проводится по отдельным критериям:
· Академическая основа (до 20 баллов) — наличие ученой степени, публикации в рецензируемых журналах, доклады на конференциях и работа по грантам.
· Знание английского (до 15 баллов) — сертификаты, дипломы и другие документы, подтверждающие владение английским языком.
· Соответствие опыта работы магистерской программе (до 15 баллов) — стаж работы в сфере образования и/или науки, в том числе на управленческих позициях, рекомендательные письма, в том числе от выпускника или студента магистерской программы.
· Демонстрация потенциала, мотивации и целей обучения (до 50 баллов) — мотивационное письмо, эссе с описанием интересующей темы и проблемы, официальное письмо от вуза, подписанное ректором, с указанием цели и ожидаемых результатов от обучения.
Программа дает хороший академический фундамент и очень полезна нашему университету, рекомендую коллегам использовать эту возможность.