Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов уже заявлял о необходимости оптимизации сети высших учебных заведений и предполагаемом сокращении числа государственных вузов на 20 %, а филиалов – на 30 % в течение трех лет (речь идет только о неэффективных высших учебных заведениях).
По словам главы ведомства Дмитрия Ливанова это, по сути, реализация соответствующего указа президента РФ от 7 мая. В приказе, подписанном министром, определены следующие сроки: к 15 сентября необходимо завершить мониторинг, а к 1 ноября – полностью закончить анализ полученных данных и подвести итоги инвентаризации.
Требования к мониторингу весьма жесткие. Ректоры должны представить множество данных об образовательной, научной и коммерческой деятельности. В частности, надо указать число образовательных программ, сколько из них ведутся на иностранных языках полностью, а сколько частично, сколько обучается таких студентов, дать сведения о профессорско-преподавательском составе, его квалификации и среднем возрасте, количестве иностранных студентов и из каких стран. Кроме того, требуется назвать контрольные цифры приема, средние баллы ЕГЭ, число различных олимпиадников, число аспирантов, а также кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в отчетном году. Необходимо будет представить данные о публикациях и цитировании в российских и престижных международных журналах, патентах, сообщить, есть ли при вузе экспериментальная база, технопарк, бизнес-инкубатор и т.д.
Заметим, что для окончательного составления рейтинга вузов, а значит и определения их дальнейшей судьбы, принципиально какой "вес" министерство присвоило каждому из этих критериев. На что оно делает основную ставку, а что считает второстепенным? Понятно, что здесь возможны различные варианты.
По мнению ректорского сообщества, запуск процесса мониторинга и оптимизации не означает, что ряд вузов будет просто ликвидирован. Речь идет о реорганизации путем присоединения к ведущим учебных заведениям. Основной целью должно быть создание мощных учебно-научных комплексов, чтобы была возможность на их основе и обучать, и воспитывать, и создать научные школы. Кроме того, это позволит создать пул преподавателей, способных качественно вести учебный процесс.