Анатолий Александрович Александров, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, президент Ассоциации технических университетов России
– Оказаться на ижевской земле – это особое волнение для меня, потому что в тяжелую годину, во время Великой Отечественной войны, Удмуртия приняла "Бауманку", которая была здесь в эвакуации. Так что мы здесь немножко "наследили", и после нас остался замечательный университет. Я в первый раз на этой земле и испытываю особые душевные переживания. Хотя, казалось бы, я человек взрослый и мог бы особенно не переживать. Значит, есть что-то такое в связи поколений и связи людей.
Если говорить о подготовке кадров, то проблемы общие у всех вузов. Конечно, есть ведущие университеты, московские и питерские. Но это не значит, что только они в состоянии вести качественную подготовку специалистов для оборонно-промышленного комплекса. В России много очень добротных вузов. Поэтому очень важно организовать сетевое обучение, когда мы могли бы делиться лучшими практиками, вести отдельные курсы подготовки совместно. Допустим, если "Бауманка" сильна в серьезных фундаментальных вопросах, то мы взяли бы на себя часть программы, связанной с подготовкой именно в тех областях, где наши коллеги не имеют такого оборудования. И это позволило бы оставить специалистов в регионе, доучивая их в тех самых вузах, куда они стремятся уехать. Поэтому здесь важна проблема объединения усилий. И надо не забывать о том, что у нас существуют общественные организации, такие, как Ассоциация технических университетов. Я возглавляю эту организацию, и, безусловно, заинтересован в том, чтобы такое взаимодействие вузов, очень конкретное, очень конструктивное, могло осуществиться.
Евгений Александрович Хмельников, заведующий кафедрой "Специальное машиностроение" НТИ УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Ученый секретарь Регионального Уральско-Сибирского центра РАРАН:
- Я неоднократно бывал в вашем городе по разным вопросам, но на таком совещании впервые. По этой тематике мы начали работать гораздо раньше, чем стали проводиться совещания по совершенствованию системы подготовки кадров для ОПК. В первый раз, понимая, что с кадрами оборонного предприятия чрезвычайно тяжело, в 2004-м году мы собрали совещание у себя на Урале – с представителями Минпромторга, учебно-методических комиссий, директоров заводов, и решили создать координационный совет подготовки кадров для оборонных предприятий в Свердловской области. В этот совет вошли и представители правительства Свердловской области, и директора предприятий, и представители учебно-методической комиссии. Все это было направлено на то, чтобы поднять престиж оборонных специальностей.
Мы готовили кадры по двум направлениям: "боеприпасы и взрыватели" и" военно-гусеничная колесная машина". Поэтому были собраны директора девяти предприятий. За год мы сумели для этих предприятий организовать целевой набор. И сейчас, начиная с 2015 года, на две специальности нашей кафедры мы принимаем стопроцентным целевым набором. Это обеспечивает полное и качественное прохождение практики, а также обеспечивает безболезненное устройство выпускников на предприятия. То есть у нас нет проблем с занятостью выпускников.
Что мы еще успели сделать за это время? В 2007 году в Нижнем Тагиле открыли научно-образовательный центр испытания металлов. Это был практически первый научно-образовательный центр, который был целиком направлен как на научную деятельность, так и на подготовку кадров. На базе этого центра студенты 3-го, 4-го и 5-го курсов учатся по одному дню в неделю. Причем задолго до образования базовой кафедры там фактически был создан филиал и ведущие специалисты читали и продолжают читать лекции студентам.
Поскольку специальность широкая, особенно по боеприпасам и взрывателям, параллельно открывается еще научно-образовательный центр при химическом заводе (технологическая часть будет открыта в 2015-м году). То есть мы фактически со всех сторон закрыли подготовку специалистов для ОПК, обеспечивая их высококлассными специалистами. Здесь у нас много наработок.
В прошлом году, понимая, что возникла большая проблема с подготовкой школьников, особенно в направлении сдачи ЕГЭ по физике (это самая большая головная боль), мы совместно с ассоциацией выпускников Уральского федерального университета и Союзом промышленников и предпринимателей горнозаводского округа организовали проект, который называется "Инженер 21 века". Проект направлен на то, чтобы активизировать участие школьников в сдаче физики, выборе физики. (Не может быть инженера, не знающего физики!). Это и проведение олимпиад, смотров-конкурсов, это и активизация учителей с точки зрения подготовки, это и конкурсы на лучший кабинет, на лучшие методические разработки, это и усиление работы с предприятиями с точки зрения профориентации, включая конкурс на лучшее предприятие по профориентационной работе в своем округе.
За этот год мы организовали и провели городские олимпиады по физике, где народное образование выступало уже не как организатор, а как соучастник. Так же провели окружные олимпиады по физике, причем с хорошими призами. Организовали конкурс исследовательских проектов для учащихся 9-х-10-х-11-х классов по различным номинациям. И все это позволило нам уже в этом году повысить интерес и увеличить количество ребят, которые стали сдавать физику.
Я думаю, что этот проект будет продолжаться и в этом году. К этому проекту мы присоединили еще один, который получил название "Зеленая химия", поскольку у нас еще и химические предприятия, заинтересованные в подготовке кадров. Все это для усиления обучения и интереса к химии.
Что еще можно добавить? В прошлом году мы организовали шесть центров профориентации по школам города. В этих центрах проводятся профориентационные мероприятия, организуются экскурсии, встречи и беседы с ведущими специалистами.
У нас очень много наработано в этом направлении, есть что рассказать и показать. И самое главное, что мы имеем полную заинтересованность, начиная от руководителей предприятий и кончая городской думой и политсоветом "Единой России", вплоть до того, что у нас вышло постановление политсовета, которое поддерживает и обязывает нас более активно участвовать в этих важных мероприятиях.
То есть этот вопрос у нас в университете поставлен достаточно хорошо. Из проблем можно выделить главную: лучшие ребята уезжают в столицы, я имею в виду Москву и Санкт-Петербург.
Дмитрий Валерьевич Гринченков, проректор по образовательной деятельности Южно-Российского государственного политехнического университета (Новочеркасский политехнический институт) имени М.И. Платова:
– По проблеме реализации государственного плана подготовки кадров для предприятий ОПК могу сказать, что в этом вопросе высшим учебным заведениям предлагалось уже много различных векторов развития: говорили и о гуманитаризации, и о фундаментализации – без привязки к какой-то конкретике. И в силу разных причин ни то, ни другое положительных результатов еще не дало.
Обстановка, сложившаяся в нынешних условиях, показывает, что подготовка кадров для ОПК может стать той национальной идеей, благодаря которой наконец-то высшая школа получит правильный вектор развития. И, соответственно, нам нужно сделать упор на развитие инженерного образования.
У нас классический политехнический университет (технические специальности составляют 97 процентов от всех), который в этих сложных условиях сохранил свою политехническую направленность. У нас есть и гуманитарный факультет, но и экономика, и прочие дисциплины направлены на поддержание технических направлений. Мы справляемся с выполнением плана подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса – набор порядка полутора тысяч бакалавров. А всего учится в нашем вузе более 20 тысяч студентов.
Не могу не отметить: Черкасск является столицей Донского казачества и наш университет – единственный вуз в стране, который построен на деньги казаков. На прошлой неделе университету исполнилось 107 лет.
Подготовили Галина МЫШКИНА, Светлана МАЛЬЦЕВА