Кадры для ОПК: мнения участников совещания

Для постоянных участников совещания это уже традиционный формат общения, обмена опытом и обсуждения общих проблем. Чего ожидают от встречи с коллегами те, кто впервые приехал на эту встречу, - с таким вопросом мы обратились к гостям ИжГТУ, перед началом пленарного заседания.

Леонид Андреевич Чемпинский, профессор кафедры «Производство двигателей летательных аппаратов» Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет):

Леонид Андреевич Чемпинский- Я еще не был ни разу на этом совещании, но, понимаю, что задумывалась такая конференция, как некое влиятельное экспертное и профессиональное сообщество, способное вырабатывать решения общих больших и системных проблем. По отзывам коллег, - я интересовался впечатлениями участников совещаний прошлых лет, - процесс этот пока «вялотекущий».

Однако, есть конкретные задачи, которые надо и - можно решать, в том числе, и в таком формате. Я бы хотел поделиться с коллегами нашими наработками за последнее время, связанными с использованием информационных технологий в подготовке современных специалистов. У нас есть целая система подготовки, так называемая сквозная подготовка, разработкой которой мы занимаемся уже 20 лет, запустили которую мы в 2000-2001 годах, и которая показывает свою эффективность, несмотря на постоянно падающий на входе уровень вчерашних школьников. Мы пытаемся с этим что-то сделать, я готов об этом рассказать коллегам, показать и доложить - подробно о нашей системе я буду говорить на круглом столе. Вот на что я рассчитываю: на обратную связь, может быть, кому-то это тоже надо, это кому-то интересно у нас в стране. И, если это так, – пожалуйста, в гости к нам, мы готовы поделиться.

Безусловно, система подготовки кадров – это то, что не делается ни за полгода, ни за год. И не решат в целом этой большой задачи никакие мероприятия организационного характера, никакие финансовые вливания. Ни с того, ни с сего человек не станет «звездочкой», не станет творческим человеком, сколько в него не вливай, хоть по сто тысяч рублей.

Специалист ОПК – это еще и изначальная установка, с самого начала молодой человек должен понимать, что он делает это для страны, не для себя лично. Не секрет, что культивируется у нас совсем противоположное, мы живем в обществе потребления, а не созидания. В советское время мы, технари, были творцами, наша работа заключалась в том, чтобы выдумывать, созидать новое, реализовывать, внедрять новое.

Вот я представляю аэрокосмическую область: самолеты и ракеты, выход в космос и прочее, прочее – люди старались, и им было понятно - зачем они это делали. А сегодня молодым людям это непонятно…Молодой человек заканчивает институт, и, вступая в общество потребления спрашивает: «Что я теперь буду иметь?». У нас в вузе, например, инженер имеет оклад в 5, 5 тысяч рублей, хотя МРОТ, как вы знаете, уже - 6, 5. Наш выпускник идет на предприятие, там, в лучшем случае, получит 15 тысяч рублей в месяц, а оболтус, который не слишком и старался, пойдет в торговлю и, даже торгуя воздухом, по определению ничего не создавая, не неся никакой ответственности, будет иметь больше в два-три раза. Если все согласны, что это ситуация бесперспективная, - то давайте что-то делать… Вот, что мы делаем, несмотря на все обстоятельства, чтобы там не творилось, что мы можем сделать - об этом я хотел бы рассказать коллегам. Иначе невозможно. Если еще и мы сдадимся, то будет совсем – ничего.

Марина Борисовна Бровкова, директор Института электронной техники и машиностроения СГТУ им. Гагарина Ю.А. Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.:

Марина Борисовна Бровкова- Конечно, основная цель – это обмен опытом. Высказать свою точку зрения и послушать, что делается в других вузах, что думают коллеги в целом по поводу состояния системы подготовки кадров, высказать свои предложения и рекомендации. Потому что насущные общие проблемы есть, и они начинаются даже не в вузе, а еще в школе, - пока в наших школах не изменится система, не будет каких-то новых государственных программ, рассчитанных не на мгновенный эффект, а, может быть, на десятилетия, - сложности определенные будут.

Хотя мы тоже ищем выход из положения, и у нас тоже есть ряд определенных методики решений. Понятно, что при выполнении Гособоронзаказа есть общие проблемы и местные особенности, с которым сталкивается тот или иной регион или отдельный вуз, есть варианты решений. Вот мы участвуем в программе, объявленной в августе «Целевая подготовка для ОПК» Чем она хороша? Конкретные ребята заключили договора, мы под них сейчас адаптируем образовательные модули, рабочие программы, прохождение практик, чтобы наш студент, выпускник 4 курса, магистры были адаптированы к тому производству, куда они реально пойдут работать.

Мы решаем сразу две задачи - предприятие получает специалиста, он идет на это производство– и это не всегда просто: на предприятии не самые лучшие времена, зарплаты небольшие, обеспечить туда приток специалистов- это определенный труд. С другой стороны, в рамках этой программы мы , несколько меняя учебный план, готовим именно этого молодого специалиста под нужды конкретного предприятия. Программа началась, мы работаем, и надо сказать, отклик с предприятий очень хороший , представители производства очень активны и чувствуется, что им это очень нужно на сегодняшний момент.

Мы создали на базе нашего университета Совет по инженерному образованию, - это общественный совет, в который входит, кроме представителей вуза , Министерство образования, Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области, и главное - руководители крупных и средних предприятий региона, предприятий ОПК области. В рамках этого совета мы вырабатываем решения и пытаемся адаптировать наши образовательные программы под нужды производства, чтобы мы учили действительно тому, что сейчас необходимо и востребовано.

Совет действует меньше года, но за это время мы изменили программу колледжей, существующих при университете, программы СПО, ввели новые курсы повышения квалификации под нужды предприятий. Проводим большую работу по модернизации учебных программ: представители предприятий знакомятся с учебными программами, от них исходят предложения об определенных изменениях и хотя, мы, конечно, не можем подстроиться под каждое предприятие, в конце концов, находим совместные решения, Т. е. этот совет – играет роль некоего координирующего звена с элементами обратной связи, это возможность объединить усилия, обменяться мнениями и информацией, что скорректировать и т. д.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дата: 07.08.2018
Полезная информация