Сергей Игоревич Колесников, представитель Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики
- Уверен, что такие совещания способствуют решению многих проблем, развитию кооперации производства и науки. Следствием такой кооперации станет появление современных кадров и инновационных продуктов в промышленности.
Существуют особые меры поддержки и стимулирования такой кооперации между вузами и промышленными предприятиями. Прежде всего, речь о постановлении Правительства РФ №218. Знаю, что ИжГТУ в рамках данного постановления работает с ОАО "Элеконд" и АО «Сарапульский электрогенераторный завод». Всё это способствует подготовке кадров для цифровой экономики. Есть необходимые стимулы для реализации новых инвестиционных совместных проектов.
Главной проблемой при подготовке современных кадров, на мой взгляд, является разрыв в вертикали школа-вуз-предприятие. Эту проблемную задачу необходимо решать. В этом году в нашей республике появился детский технопарк «Кванториум». Важно со школьной скамьи ориентировать учеников на профессию. Эту систему надо развивать и ориентироваться на потребности предприятий и рынка.
Николай Алексеевич Шевелев, первый проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета:
- У нас есть предприятия, которые не имеют госсобственность – например, в Перми есть такое уникальное предприятие ПНППК – Пермская научно-производственная промышленная компания - которая занимается оптоволоконными изделиями, использующиеся в первую очередь в оборонной промышленности. Так вот, к сожалению, оборонный целевой заказ для такого предприятия невозможен. Мы неоднократно здесь на совещаниях в Ижевске обсуждали эту проблему, но она до сих пор не решена. Потому что нет такого нормативного документа, который бы позволял этому предприятию рассчитывать на целевых студентов. И у нас, например, в Пермском техническом университете открыто соответствующее направление, мы готовим специалистов именно для этого предприятия. Мы, конечно, решаем эти проблемы целевого набора, но мы решаем их по-своему, а хотелось бы, чтобы это фиксировалось на уровне каких-то законодательных актов.
Кроме этого, я думаю, что необходимо расширять квоты целевого приёма. Например, у нас в техническом университете на целевом обучении ОПК учатся 250 человек, при нашем наборе - это порядка 15 процентов. Конечно, этого мало. Я думаю, что этот процент должен быть не менее 25. И мы, и предприятия готовы в этом направлении работать, и уже есть достаточно неплохие результаты. При этом у нас балл по целевому набору существенно выше, чем на общем конкурсе. Средний балл по трем предметам ЕГЭ на целевом обучении - 78-79, а по университету на общем конкурсе – 69,2.
Евгений Борисович Степанов, директор Департамента развития персонала Госкорпорации «Роскосмос»:
- У нас сложился свой опыт в направлении развития базовых кафедр. Если говорить в целом о взаимодействии и сотрудничестве «Роскосмоса» с вузами, то мы ежегодно заказываем около 2 тысяч человек. У нас проходят различные специализированные профориентационные конкурсы, такие как «Дни космоса», который проводится в разных регионах (кстати, обсуждается возможность его проведения в Ижевске в следующем году).
Реализуем проект «Воздушная школа» с НИИЯФ МГУ, который нацелен на то, чтобы школьник или студент в своей учёбе достиг такого уровня, в рамках которого он уже понимает, что такое космический аппарат и как с ним работать. Участвуем в чемпионатах «WorldSkills», и есть целая программа по бесплатному запуску малых космических аппаратов. Работает целое направление развития системы профессиональных квалификаций – мы создаем профессиональные стандарты, подписываем с вузами соглашения о сотрудничестве.
У нас сейчас 47 базовых подразделений на 30 предприятиях. Мы столкнулись с тем, что у нас фактически нет единого стандарта, определяющего, что такое базовая кафедра; правил, по которым она должна функционировать и критериев её эффективности. Для разработки этих критериев была создана рабочая группа. Было выделено 4 блока: качество образовательных программ, квалификация профессорско-преподавательского состава, качество студентов и эффективность. Для себя мы определили ключевой критерий – эффективность - это, в первую очередь, конечно, трудоустройство студентов, иначе какой смысл в базовой кафедре? Мы начали эту работу в сентябре 2016 года: базовые кафедры провели самообследование, специалисты «Роскосмоса» объехали все предприятия, и через год были представлены результаты. Подчеркну: наша задача состояла не в том, чтобы кого-то похвалить или наказать, а в том, чтобы разобраться, классифицировать, понять, что происходит. В ходе таких очных визитов хорошо видна неформальная сторона: те базовые кафедры, в деятельность которых вовлечены первые лица этих предприятий, очень успешно функционируют. Но были, к сожалению, и другие, обратные показатели, как раз там, где отсутствует вовлечённость руководства компаний в эту деятельность.
Виктор Петрович Лебедев, советник генерального директора ОАО «Элеконд» по науке и науке, директор ООО «ИЦ СпецТехнологии», зав. кафедрой ТММСиИ СПИ, канд. техн. наук:
- На этом предприятии я уже 42 года. Три года из них проработал еще заведующим базовой кафедрой в Сарапульском политехническом институте: надо было помочь организовать работу кафедры в контексте развития предприятия, ведь сегодня наукоемкие Сарапульские предприятия развиваются на новых технологических принципах: автоматизации и роботизации производства. Поэтому высшая школа должна готовить студента с политехническими знаниями, который, придя на завод, сможет работать на самых ответственных участках. Представьте, мы готовим механика, а он приходит на участок, а там «неорганическая химия, органическая химия, порошковая металлургия, вакуумная техника». И во всем нужно быть компетентным человеком, чтобы управлять высокотехнологичным производством. Но проходит пять, а то и шесть лет, когда, наконец, молодой специалист начинает генерировать свои идеи.
А чтобы это происходило быстрее, надо использовать возможности базовой кафедры. То есть, чтобы базовая кафедра работала на предприятие! Чтобы лекции читали специалисты предприятия, а семинары и лабораторные работы проводились на базовых кафедрах, применительно к тому оборудованию, к тем материалам, которые сейчас используются. Надо использовать потенциал предприятия в учебном процессе. Это необходимость.
И студент должен знать, на каком оборудовании он будет работать, когда придет на завод, это он уже на первых курсах должен определиться для себя.
Базовая кафедра - это та площадка, где можно собрать всех: и студентов, и школьников, и производственников, где каждый будет заниматься своим делом.
Здесь важно убедить бизнес вкладывать средства в кадры, то есть, в будущее, но он пока не готов нести затраты.
Как сделать из студента инженера, как воспитать его? – для нас сегодня это очень важный вопрос. В этом плане хороший опыт есть на Воткинском машиностроительном заводе, который создал целый центр, и он у них реально работает. У нас есть базовые кафедры, но они пока числятся.