Привычная траектория любого ракетчика «Механа»: второй корпус ИжГТУ, третий этаж, левое крыло...- и вы на кафедре «Ракетная техника» ...
18 июня тут собрались студенты кафедры и те, кто учился и работал вместе с Владимиром Наумовичем Гринбергом — и этого повода более, чем достаточно. А еще — встреча эта состоялась накануне 100-летия Владимира Наумовича, и в день 75-летия АК, а В. Н. Гринберг работал вместе с М. Т. Калашниковым — о чем и напомнил коллегам выпускник кафедры, сегодня — и. о. ректора Александр Викторович Губерт. А еще — в этот день было положено начало галереи, сотрудников кафедры «Ракетная техника», ее истории и истории научно-исследовательской лаборатории (НИЛ), и первый стенд галереи — посвящен Владимиру Наумовичу.
В. Н. Гринберг родился в Феодосии в 1924 году. В годы войны работал на заводе имени Сталина в Москве в отделе главного механика, после эвакуации завода — в Челябинске, после войны — поступил в МВТУ имени Н.Э. Баумана, в Ижевск приехал по распределению.
В течение 13 лет работал на заводе «Ижмаш», в том числе, — заместителем главного конструктора. Один из тех, кто созидал оборонное могущество, щит и меч советской державы, конструктор и изобретатель, на счету которого около 100 изобретений, кандидат технических наук, Заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, представитель великолепной категории педагогов и инженеров, которые составят честь любой стране и любому техническому университету.
И — первый завкафедрой ракетчиков ИМИ, один из столпов специальности 0539 («Летательные аппараты») создатель метеоракет и преподаватель мечты: любимец студентов, лекции которого многочисленные ученики называют «изумительными, где просто — о сложном», с которым студенты летали на Луну и на Марс, который научил их ничего не бояться, учитель учителей...
Роль ведущего встречи взял на себя заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор Михаил Александрович Корепанов, который пригласил всех вместе вспомнить Владимира Наумовича, рассказать о нем, хотя тут же и предупредил: «Как рассказывал он — я не смогу рассказать точно!»
«Листая» на экране «семейный альбом кафедры» — от рукописного альбома кафедры советского времени до фотографий с последнего юбилея Гринберга, Михаил Александрович рассказал, что Владимир Наумович работал в Механическом институте с 1954 года, сначала по совместительству — преподавателем спецкафедры и в лаборатории, в 1966 году получил звание доцента, в 1970-ом — успешно защитил кандидатскую диссертацию. С тех пор Гринберг блистательно читал лекции, в том числе и курс по проектированию. Этот рукописный конспект его лекций с пометками, вставками и заметками, который он буквально всю жизнь создавал и совершенствовал, теперь хранится на кафедре.
«В меньшей степени я бы хотел сегодня говорить, как исполняющий обязанности ректора, а в большей — как человек, которому повезло учиться и работать с Владимиром Наумовичем», -обратился к аудитории и. о. ректора Александр Викторович Губерт. — «И, зная университет сегодня уже значительно больше, чем в те времена, должен сказать, что такого коллектива, как на кафедре, наверное, у нас мало и с таким особым отношением к студентам. С первого курса к нам относились как к равным, действительно выслушивали наше мнение — это все очень чувствовалось. Не жалею, что поступил на эту кафедру, не жалею, что закончил, очень рад тому, что, наверное, стал на кафедре своим! Сейчас исполняю обязанности ректора, но, думаю, когда-то все равно вернусь сюда, в родные стены.
А Владимир Наумович, если вспоминать цифры — без малого 50 лет отработал в вузе: первая запись в личном деле 8 октября 1954 года, последняя — 31 августа 2004, при шести ректорах! Специально к нашей встрече и для кафедры я сделал копию его личного дела из архива университета, и, наверное, это одно из самых толстых архивных дел — в нем под 180 страниц. Конечно, они отражают формальную сторону его работы в Механическом институте, а потом в университете, здесь множество благодарностей за научную и учебную работу, за изобретения... Но есть, кстати, и замечания, одно, например, весьма необычное — „за хранение горючих жидкостей сверх установленных объемов“.
В. Н. Гринберг — человек, который остался в сердце каждого, кто его знал. И у каждого, конечно, свои воспоминания, с которыми он связан, свои памятные моменты. Для меня такой момент — это когда мы, студенты, приносили и выкладывали ему свои миллиметровки по общему проектированию, как он реагировал с доброй и искренней улыбкой: „О, сам придумал? Молодец! Но — неправильно...“, „Молодец! Но — не пойдет!“ „Молодец! Но — не поедет, не полетит...“ — уж кому что доставалось... Наверное, сегодня каждый, кто знал Владимира Наумовича, скажет несколько слов, вспомнит что-то из общения, и каждый — с большой теплотой. Замечательный человек!»
Доктор технических наук и выпускник кафедры Николай Витальевич Митюков вспоминал, что в 90-е годы дипломные проекты «как-то заметно оторвались от реальной тематики, порой диплом писался ради диплома, а вот Владимир Наумович эту связь никогда не терял! Прихожу к нему на 1 курсе: дайте что-нибудь посчитать! Не дал, мало еще знаешь, а вот на третьем курсе согласился: давай посчитаем планирующий снаряд. Считал я этот снаряд и думал — что за фигню такую делаю? Не будет она летать! А вот, теперь все знают — и полетела, и летает до сих пор...
Вообще, интересно как он давал курсовые — у него какая-то тематика идет на заводе, он раздавал — ты возьмешь вот эту схему стенда, ты — эту, потом приходишь к нему, показываешь он смотрит: „Хорошо! Но — не пойдет! И эта — тоже не пойдет, и эта...“ А потом — „проходящую“ начинали прорабатывать все.
Хорошо помню последнюю нашу встречу с ним в начале лета 2021-го. Иду с велосипедом по улице, встречаю Владимира Наумовича — он уже гулял только с медсестрой, он мне и говорит: слушай, дай прокатиться! Какое там кататься! Оптимист он был — до последних минут. Вспоминаю и прощание с ним, оно было в бывшем здании летной школы, и там в зале стоял ЯК-12, как раз его крыло поднималось над тем местом, где стоял гроб. Под крылом летательного аппарата он и уходил от нас....»
«Владимира Наумовича я знаю с 1967 года», — рассказала кандидат технических наук, доцент кафедры до самой пенсии, Татьяна Александровна Скаянская. — «Вот, говорят, он без конца совершенствовал свой курс, дописывал его... Иногда звонил он мне поздно вечером, говорил: „Танюша, возьми один интегральчик...“ „А что такое?“ „А, кажется, что-то я неправильно делаю...“. И в 96 лет все это его интересовало самым серьезным образом!
А как руководитель, что ж, он заботился о том, чтобы мы делали это дело и не делали лишнего. Скажем, приходит на кафедру какое-то распоряжение ректората, он читает и кладет в стол. Спрашиваем — а что так? Он отвечает: если надо будет правда сделать — пришлют еще раз! Старался, чтобы кафедральных работников не отвлекали. Разнообразие тем, которые он раздавал студентам — особая статья... Были, например, два парня из Малой Пурги, защищались по теме ракетного топлива из... навоза. Был период, когда ребята были в армии, в группах — одни девочки, и он дает тему „противоугонное средство для детской коляски“ и еще критиковал автора: что ж ты не подумала про звук? Ребенок у тебя заикаться будет! Оригиналом он был всегда, и при этом — очень глубоко образованный человек, которого интересовало все — и музыка, и литература, и кино. С ним всегда было, о чем говорить, и до последних дней все в жизни его живо интересовало. Остался в памяти очень светлым человеком... Последний раз поздравляли мы его в 97-летием и до сих пор жалеем — не сфотографировались тогда все вместе... Всегда фотографировались, а в последнюю встречу — почему-то нет. Но в памяти нашей он есть — светлый, очень надежный человек, мы его и будем помнить все время...»
«В. Н. Гринберг- один из немногих — точно энциклопедически образованных людей, классический интеллигент», — сказал Михаил Георгиевич Кургузкин, с начала 80-х преподаватель ИМИ, в 90-е — завкафедрой «Экология и ресурсосбережение» ИМИ, кандидат технических наук, в 2007-2014 гг. — министр природных ресурсов Удмуртии, выпускник 1977 года по специальности «Производство летательных аппаратов». «Я вспоминаю, может, и вы сталкивались с такими задачками по физике, где предлагается рассчитать, что будет на выходе, если на входе что-то изменить в два раза. Начинаем считать, обнаруживаем, что данных не хватает, нам объясняют, что нужно приниматься за формулу в общем виде, произвести некие действия и — видно, что большая часть этих неизвестных в исходных данных сокращается. До сих пор это для меня классический инженерный подход к задачам, а мы сейчас сильно увлекаемся численным моделированием... Этот подход Владимир Наумович развил до виртуозности, 30 лет я занимался не летающими аппаратами, а совсем иными вещами, но школа, эта инженерная школа сказывалась, метод помогал и многие задачи позволял решать. А по-человечески, я хорошо помню, как на одном из юбилеев сам Владимир Наумович рассказывал о своей работе: вот с этим студентом мы слетали на Марс, с этим — на Луну, это как раз были их дипломные проекты...»
У Павла Коренева, выпускника кафедры 1996 года, Владимир Наумович как раз был руководителем диплома: «Я, зная уже по опыту как трепетно Гринберг относится к чертежам, а чертежи у меня предполагались здоровенные, подумал: так, придется их не один раз перечерчивать! На кафедре был матричный принтер, я их там и прогнал — и слава богу! Владимир Наумович заставил меня их переделывать бессчетное число раз, при этом мне казалось — из-за каких-то мелочей конструкторского плана, а чертежи-то у меня проектировочные! И тем не менее, все время он находил какие-то нюансы. При этом разговаривал он всегда со студентами очень спокойно и вежливо и умудрялся при этом оставаться очень требовательным, искренне болел за знания студента, за действительный результат.... Я ему очень благодарен за то время, которое он подарил, за общение с ним, за те знания, которые я получил.»
«Есть у нас учителя учителей...», — так начала свое выступление доктор технических наук, профессор кафедры «Стрелковое оружие» Лариса Андриановна Галаган. — «Вот Владимир Наумович — тот самый учитель, у которого учились учителя этой кафедры. Он — столп, основа ее и фундамент, который позволил ей развиться. Его практические и теоретические знания многого стоили и стоят. И на нашей стрелковой кафедре он поработал и много практических, опытных знаний привнес и в нашу область. Нет у меня сейчас на руках сборничка, который он выполнил по автомату Калашникова, там на последней странице фотография молодого солдата, мальчика с автоматом, который погиб в военных действиях. Это — очень подробно, очень внимательно, тщательно, бережно и качественно выполненная работа, обобщающая тот опыт, который был привнесен в разработку АК. Владимир Наумович был человек многоплановый, и талант, так он везде талант. Замечательный преподаватель, замечательный человек: мудрый, доброжелательный и уникальный — где бы он не работал, он везде привносил свое, свое видение проблемы или задачи и свое решение. Это не каждому дано».
А Виталий Германович Исаков, доктор технических наук, профессор, завкафедрой «Водоснабжение и водоподготовка» признался сразу: "Владимир Наумович, по сути, определил мою жизнь на долгие-долгие годы. С чего все начиналось? Я пришел поступать, тогда все это еще располагалось во втором корпусе и получилось так, что подавал я документы на стол Машиностроительного факультета. А там и сидел Гринберг. Я подошел, он спрашивает: «Куда идешь? Я отвечаю: «На ракетостроение!» Он говорит: «А ты откуда знаешь название?» «Случайно в газете прочитал» Тогда ведь было все засекречено, и называлось это кафедра «Аппаратостроение» с одноименной специальностью. Он мне говорит: «Пиши заявление!», я написал. Он опять спрашивает- не передумал ли? А чего мне передумывать? У меня золотая медаль, выбор был, куда идти, нет, говорю, сюда хочу! Вот тут он мне и говорит: «Молодец, не пожалеешь!»
Кто это такой — я не понял, какой-то преподаватель с факультета... Потом, на общем собрании перед традиционной картошкой представили его как завкафедрой. Ну, значит, попал я туда, куда надо! А потом он начал нас учить...
Чем он запомнился? Уже сегодня говорили, что он был учитель из тех, кого долго вспоминают, по крайней мере, когда я встречался со своими одногруппниками, так первый вопрос: «Гриня еще работает?» «Работает!» Ну, значит все, и кафедра наша- стоит!
Чему он нас учил? Он учил нас ничего не бояться. Поговорка была такая: если не мы, то кто это сделает? И мы хватались за все, за что можно было ухватиться. Коллеги уже вспоминали, какие у него были интересные темы курсовых и дипломных работ. Мы, честно говоря, ходили на защиты дипломных работ как на спектакли, чтобы услышать, что придумал в этот раз Гринберг, и что придумали его студенты.
В общении он был очень легкий, с очень большим чувством юмора, этого у него не отнять. До сих пор вспоминаю, как кто-то у него начал свой диплом так: «Пять, четыре, три, два, один, ноль... И- спроектированная мною ракета летит в сторону Луны...» И Гринберг с места-: «А почему в сторону Луны? По заданию траектория — на 100 километров». Ну, все посмеялись... Каждая такая защита превращалась в мини-спектакль, какую только тематику он не придумывал — не только сигнализация для коляски. И оружие самое разнообразное, и ракеты для самых разных целей, и доставка грузов куда-то там с территории СССР в сторону Вашингтона, — при этом речь не о доставке ядерной боеголовки, а задача- высадить десант! И самое интересное, все это было достаточно реально и проработано.
Вообще-то говоря, две ракеты Гринберга стояли на ВДНХ, я много лет спустя узнал, что он их проектировал еще до того, как пришел на нашу кафедру, а это — уже показатель. И летали эти ракеты минимум 30 лет — качество его работы было удивительное!
И практически все его выпускники тем и славились, что им можно было поручить любую задачу, и они справятся ... Все научились, все состоялись! Скажем, нас было две группы — и кого из них только не получилось: от главы администрации города и начальника похоронного бюро, до начальников цехов, сенаторов и выдающихся бизнесменов. Это — Школа! И хотелось бы, чтобы она сохранилась!"
Встреча ракетчиков завершилась демонстрацией небольшого видео с юбилея В. Н. Гринберга, первых стендов будущей галереи ведущих ученых и преподавателей кафедры и дружеским чаепитием коллег.
Остается пожелать и всем сегодняшним студентам встретить в своей жизни, на своем пути, таких учителей, каким был Владимир Наумович Гринберг.