ИжГТУ и ОАО "СЭГЗ" создадут электротранспорт нового поколения

Конкурс по созданию совместного высокотехнологичного производства вузами и предприятиями в рамках постановления № 218 прошел в конце октября в министерстве образования и науки РФ уже в шестой раз. В этом году по итогам отбора из 127 заявок победили 53 проекта. Одним из них стал проект ИжГТУ имени М. Т. Калашникова и Сарапульского электрогенераторного завода "Разработка и создание высокотехнологичного производства унифицированной машины технологического электротранспорта". В течение трех лет университету и заводу предстоит создать грузовой электротранспорт нового поколения: федеральный бюджет выделяет для этой цели 92 миллиона рублей при таком же софинансировании проекта Сарапульским электрогенераторным заводом.

Это вторая победа ИжГТУ в конкурсе по созданию высокотехнологичного производства. Первый проект – "Организация высокотехнологичного производства конденсаторов нового поколения" – был выигран совместно с ОАО "Элеконд" в 2010 году. Проект успешно завершился производственным циклом выпуска сарапульским заводом "Элеконд" танталовых конденсаторов. И снова среди партнеров Ижевского гостехуниверситета в реализации высокой технологии – сарапульское предприятие.

– С Сарапульским электрогенераторным заводом наш университет сотрудничает уже в течение нескольких лет, – говорит руководитель Центра стратегических инициатив и развития ИжГТУ Михаил Плетнев. – В 2013 году кафедра "Электротехника" в рамках импортозамещения выполняла по заказу СЭГЗ разработку высокочастотных преобразователей для лифтового оборудования. В ходе реализации заказа мы вышли на несколько новых совместных проектов. Один из них был связан с электротранспортом нового поколения. Сегодня СЭГЗ серийно выпускает электротележки и электрокары и является лидером по выпуску этой продукции на российском рынке, производя, по разным оценкам, от 30 до 40 процентов напольного грузового электротранспорта на отечественном рынке. Но это конструкция 60-х годов, она уже морально устарела, к тому же многие комплектующие ее системы управления поставляются из-за рубежа. Ученые университета разработали для СЭГЗ концепцию электротранспорта нового поколения. И, когда был объявлен конкурс в рамках постановления правительства № 218, акцент в котором делался именно на импортозамещение, мы приняли в нем участие с этим проектом. Победа стала отчасти неожиданным, но очень приятным и значимым событием и для университета, и для коллектива Сарапульского электрогенераторного завода.

Для чего предназначен наш проект – грузовой электротранспорт нового поколения? Сегодня, когда во всем мире акцент делается на использование электротранспорта, грузовой транспорт, обслуживающий реальный сектор экономики, тоже должен быть в авангарде. Его можно использовать в производственных помещениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, на аэродромах, в перевозках на крупных судах, в туристических зонах, где не должно быть выхлопов... Спектр применения этого транспорта очень широкий, и его востребованность на рынке не вызывает сомнений. И не только для использования в узком сегменте – например, как раньше, для обслуживания лишь внутризаводских перевозок.

И мы должны создать такой продукт, который стал бы по-настоящему знаковым, инновационным, обладал бы не только высокими технологическими характеристиками, но и эстетическими. Также он должен быть удобным в эксплуатации и иметь приемлемую для российского заказчика цену. Тогда он будет воспринят и востребован рынком.

Со стороны ИжГТУ над проектом будет работать прежде всего коллектив ученых кафедр "Электротехника" и "Радиотехника", "Автомобили и металлообрабатывающее оборудование". Не исключено участие кафедры "Мехатронные системы" – возможно, системы создаваемого электротранспорта будут роботизированными. Поскольку важна и экономическая составляющая будущего транспорта и его оценка на рынке, мы будем работать с экономистами и маркетологами вуза и завода.

Роль этого проекта нашего университета, получившего федеральное софинансирование, помимо чисто технологического момента, имеет и другие важные региональные и даже политические аспекты. Сегодня на федеральном уровне поддержан машиностроительный кластер, создаваемый в Удмуртской Республике – одним из инициаторов создания кластера является и ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. И это проект – тоже кластерный: в нем будет использован механизм научно-технического взаимодействия завода и вуза, как элемент кластерной политики. Кроме того, наш регион объявил о приоритете инвестиционного развития. Общая стоимость этого проекта составляет более 180-ти миллионов рублей, половину из которых дает федеральный бюджет, половину – ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод". Наш университет с помощью своих интеллектуальных ресурсов вместе с предприятием-партнером приносит в регион деньги, тем самым активно участвуя в формировании экономической основы существования этого региона.

Проект "Разработка и создание высокотехнологичного производства унифицированной машины технологического электротранспорта" будет реализован в течение трех лет. За это время должны быть проведены патентные исследования, создан и испытан опытный образец новой машины, подготовлена вся необходимая конструкторская документация, позволяющая запускать серийное производство продукта. Завод, в свою очередь, подготовит производственную площадку, оснастит ее необходимым оборудованием, обучит персонал, который будет работать над выпуском изделий нового поколения.

По условиям конкурса окончательные результаты совместной работы ИжГТУ и Сарапульского электрогенераторного завода мы должны увидеть уже в 2018 году. И мы сделаем все от нас зависящее, чтобы этот проект был реализован.

Поздравляем коллектив авторов и разработчиков проекта "Разработка и создание высокотехнологичного производства унифицированной машины технологического электротранспорта" с большой победой и желаем им успешной работы над его воплощением в жизнь!

 Светлана МАЛЬЦЕВА

Дата: 07.08.2018
Полезная информация