Чтобы в короткие сроки возродить и усилить ижевскую оружейную школу, главный конструктор Владимир Злобин принял решение привлекать студентов, работающих на "Ижмаше", к разработке реальных образцов оружия. Первые плоды этой практики продемонстрировали на защите дипломных проектов выпускники ИжГТУ им. М.Т. Калашникова 2013 года. Один из отличившихся – Иван Ломаев, который представил уже готовый образец охотничьего карабина "СМ-2-КО", разработанный специально для американского рынка. Мы не могли обойти это событием своим вниманием и взяли интервью у нашей "первой ласточки".
- Иван, расскажите, как вы попали на "Ижмаш" и как оказались в числе разработчиков столь ожидаемого карабина для США?
- Я начал работать в Конструкторско-оружейном центре в сентябре 2011 года. Сначала занимался прочностными расчётами, расчётом баллистики, осваивал современный программный комплекс, который у нас стоит на суперкомпьютере. Под руководством Константина Сермягина мы успешно решали ряд задач, проектированием почти не занимались, опыт трёхмерного моделирования ограничивался созданием моделей простейших деталей или патронов. Летом прошлого года Владимир Викторович Злобин нуждался в специалисте, владеющем 3D-проектированием, и предложил Константину выделить для работ человека. Я вызвался заняться новым на тот момент делом. Честно говоря, поначалу я был немного растерян - все-таки сам главный конструктор будет оценивать работу. Но начертил тогда несколько деталей, которые потом использовались в АК-12, и Владимир Викторович предложил мне переключиться на проектирование. Для работ над карабином сформировали рабочую группу, старшим назначили ведущего инженера-конструктора Шамаева Владимира Александровича. Собственно, под его присмотром начались работы по проектированию карабина.
- Какими работами вам лично пришлось заниматься? Какие были поставлены задачи и как удалось их решить?
- В проектной группе под руководством главного конструктора я выполнял 3D-моделирование изделия. С Владимиром Александровичем Шамаевым работали над изготовлением опытных образцов (было изготовлено два образца под разные типы ствольных коробок), а с Татьяной Ивановной Говязиной - над изготовлением комплектов конструкторской документации. Очень благодарен за предоставленную возможность трудиться вместе с ними, это большое подспорье для начинающего конструктора.
Перед нами стояла задача разработать недорогой, технологичный, удобный карабин с достойным показателем кучности и минимальной себестоимостью. За базу мы взяли существующий карабин СМ-2КО, конструкцию затворной группы частично заимствовали с одной из тульских малокалиберных винтовок.
В короткие сроки провели большой объём работ: с нуля разработали ствольную коробку оригинальной конструкции, переработали механизм запирания, спроектировали новый УСМ, смоделировали и отдали дизайнерам на проработку новую ложу. Оставив только самое необходимое, мы в значительной мере повысили технологичность изделия. Непростой была и работа по снижению трудоёмкости изготовления деталей и сборки узлов, которая в итоге привела к упрощению конструкции различных деталей. Очень плотно взаимодействовали с технологами КТЦ и оружейного производства. В результате поставленные перед проектной группой цели были достигнуты.
- Расскажите как конструктор о преимуществах и недостатках вашего детища для потребителя и производства?
- Главные достоинства изделия для покупателя - простота обращения, дешевизна, хорошие показатели кучности стрельбы и высокая надёжность. Это очень лёгкая винтовка под патрон .22 LR, с которой несложно управляться даже женщинам и детям. По сути это отличный карабин для начального этапа обучения стрельбе, для привития навыков обращения с оружием. Планируем, что в США он будет конкурировать с изделиями в нише оружия для развлекательной стрельбы.
Среди недостатков для потребителя - короткая прицельная линия, но это легко компенсируется установкой прицельных приспособлений на планку Пикатинни. Ещё можно отметить достаточно высокое усилие на рукоятке перезаряжания при запирании затвора. Это особенность той конструкции затворной группы, которая была применена, можно отнести это к издержкам дешевизны карабина.
Что касается производства, то новый карабин получился максимально технологичным и простым в изготовлении. За счёт нестандартного решения по заливке ствольной коробки пластиком и большого количества пластмассовых деталей удалось значительно снизить количество производственных операций, минимизировать себестоимость материалов и трудоёмкость производства по сравнению с аналогом СМ-2КО. Единственный недостаток - на начальном этапе требуются затраты на изготовление литьевых форм для изготовления пластиковых деталей. Это дорогостоящая оснастка, но она окупится, если выпускать ежемесячно большие серии, как это было запланировано по проекту. Знаю, что сейчас ведётся уже подготовка серийного производства.
- Когда в полной мере пришло ощущение, что вы конструктор? И что изменилось за время работы на "Ижмаше"?
- Конструктором я себя чувствовал начиная с поступления на работу в КТЦ, даже когда просто производил расчёты. Правда, когда только начинал работать, не знал, с какой стороны подойти к чертежу, как зайти в цех. А сейчас я уже чувствую уверенность в своих действиях, вижу, когда я действительно допускаю ошибки, а когда всё делаю правильно и могу аргументированно ответить на замечания. Работа над реальным проектом дала опыт и багаж знаний, которые не получишь в процессе учебы, спокойно ожидая, когда появится диплом. На "Ижмаше" есть возможность действительно работать, реализовывать себя, спорить, в том числе и с главным конструктором, отстаивать свою точку зрения, ходить в цеха, добиваться сборки изделия и контролировать процесс. Я работаю с профессионалами мирового уровня, которых много в КТЦ, чувствую свою причастность к одному из высококонкурентных направлений машиностроения. Сейчас осознание того, что я конструктор стрелкового оружия, что разработанное при моём участии изделие пойдёт в производство, вдохновляет. Чувствую гордость за то, что этим изделием будут пользоваться люди, будут его обсуждать, пусть, может быть, и не всегда с положительной точки зрения. Этот опыт бесценен.
- Что вас как молодого конструктора привлекает в работе на "Ижмаше"?
- На "Ижмаше" мне интересна сама работа. Я занимаюсь тем делом, которое мне интересно, в котором я начал разбираться и даже могу дать фору своим одногруппникам. Мне нравится напряжённость, постоянная смена деятельности, которую даёт работа конструктора. Мне интересно достигать, видеть результат своей деятельности: была картинка, а стало готовое изделие, которое можно испытать на КИСе. У меня папа работает на "Ижмаше" и с детства приучил к оружейной тематике, его пример был для меня определяющим.
- Какими проектами сейчас занимаетесь?
- Работаю над следующим карабином со схожей конструкцией (ствольная коробка, облитая пластиком), только с кривошипно-шатунным механизмом запирания – БИ-7-2-КО. До апреля надо успеть завершить его проектирование. Обязательно приглашу вас посмотреть на него, когда будет готов в металле.
Елена ФИЛАТОВА,
"Машиностроитель" №6