«Искусство построения машин» или Краткий курс истории «Института Механики»

Уважаемый профессор отмечает 75-летний юбилей. А вот «Институту Механики ИжГТУ» в этом году исполняется «всего» 22 года, - как раз возраст выпускника, молодого и перспективного специалиста.

В. И. ГольдфарбПредставлять профессора - юбиляра студентам или коллегам не нужно – его в университете знают все. Несколько слов для непосвященных: Вениамин Иосифович Гольдфарб - ученый с мировым именем, доктор технических наук (между прочим, первая докторская диссертация в СССР по спироидным передачам!), автор более 350 научных работ, профессор кафедры «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств»ИжГТУ, академик ряда отечественных и зарубежных академий, основатель научной школы по разработке и исследованию прогрессивных передач с перекрещивающимися осями, разработке их конструкции и технологии изготовления.

А также - Заслуженный деятель науки УР и РФ, Лауреат Госпремии УР в области науки и технологий, Почетный работник высшего образования РФ, Почетный профессор ИжГТУ, Награжден медалями академика Вернадского 2-ой степени, медалью им. акад. Капицы, медалью «Автору научного изобретения», Георгиевским Крестом РАЕН за заслуги в экономике и науке, орденом Почета, а также - член многих редколлегий отечественных и зарубежных научных изданий, вице-президент Международной Федерации по теории машин и механизмов (IFToMM), организатор Первой всемирной студенческой олимпиады по ТММ (ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2011) и один из организаторов многих отечественных и международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов и прочая, прочая, прочая….

Те, кто лично знаком с Вениамином Иосифовичем обязательно добавят: а вы знаете, что вице-президент Международной Федерации IFToMM Mr. Goldfarb в студенческие годы поднимал целину , был в первом составе звездной команды КВН ИМИ и организатором первого в ИМИ и Ижевске СТЭМа. А еще он - джазовый пианист, игравший на фортепиано в легендарном джаз-оркестре «механиков», а еще – у него хороший английский и он объездил полмира, - и т.д. и т. д.

 Однако, среди многих званий, должностей и регалий юбиляра одно из главных и судьбообразующих: директор «Института механики ИжГТУ им. М. Т. Калашникова». «Институт механики ИжГТУ» - лидер в нашей стране и за рубежом в области изучения, разработки и внедрения в различные области техники спироидных передач и редукторов.

Об истории этого уникального научного подразделения мы попросили рассказать его основателя и бессменного руководителя, профессора В.И.Гольдфарба:

- Да, приказ о создании Институт механики (ИМ) на робототехническом факультете ИжГТУ , действительно, был подписан 1 февраля 1994 года. Однако, все началось гораздо раньше, когда я еще был доцентом кафедры «Детали приборов», работал в лаборатории спироидных передач у своего научного руководителя А. К. Георгиева. Были студенты – «прибористы», которые увлекались и занимались наукой, и для них на Приборостроительном факультете ИМИ и было организовано «Студенческое конструкторское бюро». Среди первых, кто активно занимался в СКБ были Д.В.Главатских и О.В.Малина, которые впоследствии стали докторами наук. Потом СКБ переименовывалось в «Студенческое конструкторское бюро передач» (СКБП), потом «студенческое» заменили на «специальное» и т. д.

Становление этого КБ к началу 80-х было тесно связано с заказами промышленных предприятий, первым из которых был Ижмаш: мы выполняли для них расчеты, разрабатывали математические и программные средства проектирования передач. Затем последовали хоздоговорные работы с ИНИТИ, Сарапульским радиозаводом , с заводом «Точмаш» (г. Чайковский), а в КБ появились первые штатные сотрудники.

 В 1991 году я вместе с бюро перешел на кафедру «Технология роботизированного производства» Робототехнического факультета. Надо сказать, меня долго уговаривал это сделать профессор И. К. Пичугин, - мол, «ты - «железячник», а работаешь на «приборах». Тут же все твое - железо, станки, тебе же нужны технологи и конструкторы!», и этот переход сыграл свою решающую роль как в становлении научного подразделения, так и последующего создания на его основе наукоемкого производства. Приходили в КБ новые сотрудники, появлялись новые помощники и ученики, постепенно и тематика стала меняться в сторону разработки и внедрения передач и редукторов различного назначения, а созданные программы и системы использовались как инструмент для их проектирования.

В общем, логика развития КБ требовала сделать шаг вперед. А мысль о том, каким этот шаг должен быть, появилась после первых совместных визитов с ректором тогда еще ИМИ И.В. Абрамовым в Словакию, Чехию и Болгарию, где мы увидели систему институтов - исследовательских центров при университетах. Было решено создать в рамках ИжГТУ такое же первое научное самостоятельное подразделение и, в результате, в 1994 году 1 февраля вышел приказ о создании Института Механики на базе СКПБ и кафедры ТРП.

Молодой институт почти сразу стал инициатором и головной организацией по Федеральной Целевой программе (ФЦП) «Прогрессивные зубчатые передачи» (существовала до 1998 года), были созданы совместно с ИМАШ РАН в рамках ФЦП «Интеграция» российский и международный научно-образовательные центры по передачам и трансмиссиям, выполнялись другие проекты Министерства образования РФ – это, конечно, имело большое значение для его становления и, в свою очередь, подсказало последующую траекторию успешного развития, появились в ИжГТУ первые международные договоры о сотрудничестве.

 По условиям программы надо было показывать интерес промышленности к ее результатам: скажем, если стоимость проекта миллион, то 500 тысяч из него должны приходиться на договоры с промышленностью, более того, со временем по требованию программы объем договоров даже увеличивался по сравнению с бюджетным финансированием. И стало понятно, что вместо того, чтобы выступать «менеджерами» и раздавать заказы кому-то, мы можем сами создать свое производство, и сами сможем стать заказчиками научных исследований и разработок: мы формулируем задачу, а институт, как головная конструкторская и исследовательская структура, выполняет этот заказ производства.

Так родилась идея предприятия OOO «Механик», первого такого рода инновационного предприятия в нашем вузе. И сегодня – это настоящее редукторостроительное предприятие, самостоятельная производственная структура в рамках малого бизнеса (работающих менее ста человек). «Институт Механики» осуществляет конструкторско-технологическое сопровождение этого производства – это некоторый конгломерат, который когда-то называли научно-производственное объединение.

 Начиная с середины 90-х годов наши усилия сосредоточились на разработке и освоении производства нового поколения редукторов – для приводов трубопроводной арматуры (ТПА). География наших заказов - вся Россия. Это редукторы и трубопроводная арматура для нефтегазовой, энергетической, химической и других отраслей промышленности, - отраслей которые являются для страны бюджетообразующими. Обеспеченность заказами - от 300 до 500 редукторов в месяц, в том числе, уникальные изделия, изготовленные по спецзаказам, требованиям заказчика.

Ни один завод России, производящий аналогичны изделия, не имеет такой широкой линейки редукторов, как у нас. И чтобы оставаться на рынке мы буквально вынуждены, - кроме того, что нам это страшно интересно, - разрабатывать новые модели, улучшать конструкцию, совершенствовать технологии, искать новые методы обработки и устройств для реализации этих методов – все это работа института.

В мире есть известные производители редукторов ТПА и более 50% этих изделий раньше привозилось из-за рубежа, мы их покупали. Сегодня эти фирмы о нас знают и прямо говорят, что мы - их конкуренты на российском рынке, при этом наши изделия по технико-экономическим показателям не хуже, а порой и лучше, чем зарубежные. Если говорить об актуальных для страны задачах импортозамещения и ресурсосбережения, то мы в своей области их реально решаем. С гордостью могу сказать, что в научно-профессиональной сфере за рубежом бренд «Институт Механики ИжГТУ» достаточно широко известен.

 И, конечно, в эту структуру вписана образовательная деятельность – это подготовка инженерных и научных кадров. Мы привлекаем студентов и к научной работе, и на производстве. Они участвуют в испытаниях, работают конструкторами и технологами, кто-то из них идет в науку, кто-то остается на производстве и растет - например, Станислав Витальевич Косолапов, который начинал с рабочего, затем заочно закончил ИжГТУ, сегодня - он замдиректора по производству.

Безусловно, успехи Института достигнуты всем коллективом, которому я бесконечно благодарен. Конечно, я благодарен прежде всего своим ученикам, ставшим докторами (Д.В.Главатских, Е.С. Трубачев – мой ближайший помощник, О.В.Малина, А.С.Кунивер, В.Н.Анферов, М.Н.Каракулов) и кандидатами ( Н.В. Исакова, А.Г. Русских, Д.В. Кошкин, А.И. Абрамов, Р.В. Вознюк, Н.А. Бармина, А.А. Ткачев, Е.И. Попова, А.С. Кузнецов и другие) наук. Конечно, я благодарен нашим ветеранам, с которыми пройден большой путь

(В. А Ивайкин, М.П.Надеина). Кого-то уже нет (наш надежный консультант Н.С.Голубков - первый спироидник в СССР, Э.К.Шибанов, В.И.Матвеев, С.Г.Ленькова, В.М.Спиридонов, светлая им память ). И сегодня, мы, безусловно, гордимся, что в Институте всегда много молодежи. И еще – известность и авторитет нашего предприятия создает рабочий коллектив.

 Особую гордость вызывает общественное, в том числе, международное признание научной школы «Института Механики». Международный Симпозиум «Теория и практика зубчатых передач», который прошел в ИжГТУ в 2014 году собрал у нас ученых, исследователей, проектировщиков и представителей промышленности из 15 стран мира. (по этой тематике - крупнейший международный симпозиум столетия - ред). Еще один пример – в прошлом году в престижном международном научном издательстве «Springer» вышел в свет сборник «Теория и практика зубчатых передач»(«Theory and Practice of Gearing and Transmissions») ведущих ученых мира в области науки о зубчатых передачах из Испании, Италии, Японии, США, России, Сербии, Польши, Белоруссии и Германии. Впервые - под редакцией ученых ИжГТУ.

Как показывает время, управленческое решение о создании такой структуры было абсолютно правильным, идеологически правильным в стратегии развития вуза и пользы для всех. Усиление вуза - это усиление его структур, которые дают высокие показатели, - а, кстати, были годы, когда в объеме хоздоговоров всего вуза – половину составляли работы, которые выполнял «Институт Механики».

На самом деле, конечно, идея структуры, органично соединяющей в себе науку, образование и реальное производство, - отнюдь не новая, и «механика» ее давно известна. Есть такие структуры в зарубежных вузах и в отечественных, - например, в МАИ сегодня действуют несколько подобных структур, имеющих свои производства.

Ведь сама наша наука «механика» (с греческого μηχανική) переводится как «искусство построения машин». В данном случае «машина» - это научно-производственный комплекс, осуществляющий подготовку кадров всех уровней — от рабочих профессий до докторов наук, выполняющий фундаментальные и прикладные НИР и ОКР и выпускающий наукоемкие изделия, востребованные на рынке.

Мне кажется, в этом смысле, нам многое удалось, и многое еще удастся. И я с удовольствием поздравляю друзей и коллег с Днем рождения нашего «Института Механики»!

{youtube}u9VD3EiYae4|560|315|0{/youtube}

Дата: 07.08.2018
Полезная информация