"Инженерный неомир" в центре внимания: интервью с редактором журнала Еленой Шевяковой

Впервые – за последние годы точно! – безусловная победа университетского популярного издания в столь престижном конкурсе министерства образования и науки Российской Федерации. Впервые – участие главного редактора нашего университетского издания в торжественной церемонии вручения диплома победителя на международном конгрессе-выставке "GlobalEducation – Образование без границ".

Но… отгремели фанфары, диплом и призы привезены в Ижевск, чуть схлынула эйфория от чувства победы, которая, как бы она ни ожидалась, всегда приходит неожиданно… И можно еще раз, слегка отстранившись, взглянуть на результат своих трудов, подвести промежуточные итоги и… готовить к выпуску следующий номер журнала. Чем и собирается заняться главный редактор "Инженерного неомира" и начальник отдела мультимедийных проектов управления информатизации ИжГТУ Елена Шевякова.

– Елена Валентиновна, первый номер журнала вышел в феврале 2013–го года. Как все начиналось?

Елена Шевякова– Я появилась в этом проекте к тому моменту, когда идея журнала уже была сформулирована ректором ИжГТУ Борисом Анатольевичем Якимовичем. А сводилась она к тому, что нужно развивать у молодежи интерес к техническому творчеству подобно тому, как раньше делали это журналы типа "Юный техник", "Техника – молодежи". Молодежь что-то изучала по этим журналам, собирала технические новинки, изобретала... К тому же именно тогда, в 2013-м году, на президентском уровне прозвучало, что необходимо поднимать инженерное образование в стране, и ректор поставил перед нами задачу – создать технический журнал для молодежи. Почему именно журнал, а, допустим, не интернет-проект? Во-первых, печатный журнал всегда можно подержать в руках, а не только посмотреть его на экране. Во-вторых, наш вуз собирает будущих студентов из всех районов республики, и надо воспитывать интерес к технике не только среди тех, кто находится рядом с передовыми станциями юных техников, но и тех, кто далек от них и живет в глубинке. И, в-третьих, печатный вариант всегда можно использовать в качестве презентационного издания о вузе, о его достижениях. Поскольку всюду, на выставках, на конференциях так или иначе раздают именно печатные издания, а не просто дают ссылки на интернет-сайты. И, когда я подключилась к созданию журнала, задача стояла не просто рассказать о современных возможностях техники и новых технологиях, а продемонстрировать их именно на примере научных разработок ученых нашего университета. Показать, что "крутые" инженеры или специалисты в области техники, придумывающие и создающие что-то, возможно, даже меняющие течение технического прогресса, живут не только в столицах. И, работая рядом с учеными, сотрудниками регионального университета, тоже можно оказаться на гребне передовой инженерной мысли.

– Многозадачный проект! Получается, он должен был пробудить интерес юношества к технике, поддержать имидж вуза, воспитать будущих абитуриентов?..

– И не только абитуриентов! Например, в университет приходит студент. Мы все знаем, что сегодня, учась в 11-м классе, заканчивая школу, старшеклассники все, что называется, "заточены" под ЕГЭ. Им главное – поступить куда-то, часто даже неважно, куда, и они плохо разбираются, чем один вуз отличается от другого. И вот они поступили. Теперь им надо осмотреться, определиться с выбором, понять, чему же они хотят учиться. Можно, конечно, собрать их, рассказать им о научных школах университета, о наших ученых. А можно познакомить их с научными разработками вуза и его возможностями в формате такого вот журнала. Поэтому наш "Инженерный неомир" изначально ориентировался не только на старших школьников, но и студентов начальных курсов, предназначался для расширения их кругозора в каких-то областях науки и техники.

- Достаточным ли был интерес со стороны ваших читателей?

– Если говорить об интересе читателей, в том числе и со стороны… Например, не раз приходилось видеть, как с интересом читают журнал программисты, которые участвуют в турнирах, проходящих в Центре подготовки программистов олимпийского резерва ИжГТУ. Именно читают, а не просматривают, как часто бывает, первую и последнюю страницу. Еще меня приятно удивило, когда я обнаружила, что журнал с большим интересом читали люди старшего поколения – родители тех, кому он адресован!

– С какими проблемами вы и ваши единомышленники столкнулись на первых этапах создания журнала?

– На первом этапе в действительности было даже несколько проще, чем на последующих. Было ясно, что есть некая вершина айсберга – самые передовые разработки и проекты университета, о которых нужно рассказать в первую очередь, что мы и сделали в первом номере.

При подготовке второго номера не раз вспоминался спортивный тезис, что победу надо не только завоевать, но и удержать. Применительно к журналу это говорит о том, что начались кое-какие проблемы. "Сливки" мы уже сняли, и надо было искать новые темы и новых героев, думать, как подать выпуск. Так удачно совпало, что в 2014 году все проходило под эгидой спорта и олимпиады в Сочи, а в нашем университете есть технические проекты, которые имеют непосредственное отношение к спорту. И выпуск получился действительно выдержанным тематически и увлекательным.

О проблемах сегодня – в период послевкусия победы – говорить не особенно хочется. Но от этого они никуда не денутся. И главное – определенная инерция, иногда даже недоверие, которые приходится преодолевать, работая с преподавателями и учеными. Например, я готовила материал по архитектуре с заведующим кафедрой архитектуры Александром Николаевичем Зориным. Первая с ним встреча прошла с явным преобладанием весьма снисходительного отношения и к журналу, и к его направлению: дескать, все это несерьезно, детский сад какой-то… Но когда он увидел готовую статью (не говоря уже о том, когда увидел готовый номера журнала), то вполне искренне был удовлетворен результатом и вообще сказал: приходите еще, давайте будем сотрудничать и дальше!

– Получается, одна из главных проблем редактора юношеского технического журнала – преодолеть инерцию и скепсис тех самых преподавателей вуза, которые должны пропагандировать свое научное творчество среди молодежи, среди своих настоящих и потенциальных учеников?

– Получается, что так. И сегодня, при подготовке уже третьего номера, это как раз самая главная проблема. По-прежнему, когда приходишь к нашим преподавателям, в подавляющем большинстве они смотрят на тебя свысока: мы слишком заняты и не можем позволить себе тратить время на то, чтобы создавать журнал "для детей". Или же неохотно дают тебе какую-нибудь свою научную монографию, специализированную статью о своих разработках – выкачивай оттуда сама, что считаешь нужным. А ведь наш журнал не научный в чистом виде, он популярный, и сложные технические идеи нужно каким-то образом изложить так, чтобы они звучали захватывающе, доступно для каждого читателя. Хочется, чтобы наши профессора, кандидаты наук, наши преподаватели видели в журнале возможность в другой, не привычной для них научно-технической форме, а на популярном уровне донести до общественности, до молодежи, до родителей, которые так или иначе формируют сознание своих детей, что в этом вузе есть чему и у кого поучиться, есть на что и на кого посмотреть.

– Самые интересные материалы, "ключевые" герои  выпусков журнала, на ваш взгляд?

– Как ни странно, самое большое впечатление лично на меня произвели обращения к читателям, звучавшие и по-человечески, и в то же время злободневно: в первом номере это было обращение ректора ИжГТУ Бориса Якимовича, во втором – заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина. Из научных материалов лично мне нравятся все опубликованные очерки об оружии.

– То есть тематика, непосредственно касающаяся и нашего города, и нашего вуза?

– Да, конечно. То, что происходит рядом с тобой, практически в шаговой доступности, всегда интересно, и писать о том, что так или иначе касается тебя, твоей жизни, намного увлекательнее. Эти материалы понятны нам, близки. Даже фантастические рассказы, опубликованные в журнале, тоже связаны со студенческим городком ИжГТУ – их действие происходит именно здесь и с нами, а не с кем-то далеким и неизвестным! В третьем номере, кстати, будет продолжение этой фантастической серии.

– Вот мы и подошли к третьему номеру "Инженерного неомира". Как я понимаю, он пока находится в стадии подготовки. Будет ли он тематическим, посвященным ключевой научной проблеме?

– Да. Все материалы третьего номера так или иначе будут касаться ресурсосбережения и экологии. Сегодня это очень злободневная тема, которая звучит не только на политическом уровне, но в основном требует технических, инженерных решений. У нас в университете ведутся определенные работы в этом направлении. И кое-какие материалы для нового номера журнала уже готовы. Возможно, награда и признание журнала министерством образования и науки Российской Федерации добавит доверия к нашему изданию.

Кстати! На церемонии вручения премий победителям конкурса СМИ "PRO образование" была предусмотрена пресс-конференция с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. К сожалению, по техническим причинам подход прессы к министру не состоялся. Знаю, что все победители конкурса придумали свои вопросы министру. Я не спрашивала у них, какие именно, но свой вопрос был и у меня. Я хотела спросить Дмитрия Ливанова: захочет ли и сможет ли он подписать обращение к читателям нашего третьего номера? Увы, задать вопрос на церемонии не получилось. Но ректор сказал: в чем же дело? Напишем ему письмо с просьбой, пусть ответит нам официально! Действительно, если журнал высоко оценен на уровне министерства образования и науки Российской Федерации, то министр или другие важные лица министерства вполне могут обратиться к нашим читателям.

– Что победа в конкурсе дала лично вам как главному редактору журнала?

– Это, конечно, и простой, и сложный вопрос. Когда я вижу журнал даже в макете, сверстанный, у меня уже появляется гордость за то, что мы это сделали. И эта гордость в разы увеличивается, когда передо мной лежит готовый напечатанный номер.  Я не знаю остальных работ, которые участвовали в конкурсе в этой номинации – там было 45 проектов, которые, к сожалению, нигде не представлены. А было бы интересно познакомиться с другими работами  – и не только мне, а всем участникам конкурса.

В конкурсе "PRO образование" я участвую уже второй раз – впервые это было в 2010 году, тогда я принимала участие как индивидуальный журналист и получила сертификат участника. Тогда я тоже не знала, с кем я соревновалась и почему не стала победителем. И сейчас тоже не могу сказать, почему именно наш журнал выиграл в своей номинации, хотя я, конечно, уверена, что он достоин победы! И, если его оценили эксперты российского сообщества, если в других номинациях победили серьезные издания регионального уровня – например, газета "Пензенская правда", то можно не сомневаться - "Инженерный неомир" заслужил свою победу по праву.

– Третий номер журнала мы увидим в следующем году. Работа над ним продолжается, и я знаю, что вы рады видеть новых авторов и проектов, и журналистских материалов.

– Это так, и я очень жду сотрудничества. На ученом совете ИжГТУ, когда ректор вручал мне диплом победителя уже в родных стенах, я обратилась к присутствующим: давайте делать этот номер вместе! И сейчас я обращаюсь и к преподавателям, и к студентам, особенно студенческому научному обществу университета (у нас есть такое, я знаю!), и к представителям Ассоциации выпускников ИжГТУ, которая заявлена у нас в составе редакционной коллегии: участвуйте в процессе создания нового номера журнала, будьте героями наших материалов, авторами научно-популярных статей и просто интересных идей для развития журнала! Поверьте, это увлекательный процесс – участвовать в рождении современного научно-популярного молодежного журнала.

Связаться с главным редактором "Инженерного неомира" Еленой Шевяковой можно по почте: umt@istu.ru  и по телефону (3412)776-055, доб. 7193.

Беседовала Светлана МАЛЬЦЕВА

Дата: 07.08.2018
Полезная информация