«Институт механики» ИжГТУ — большой зубчАтый провайдер

1 февраля «Институт Механики» ИжГТУ имени М. Т. Калашникова отмечает свой 25-летний юбилей. Сегодня «Институт Механики» — признанный лидер в нашей стране и за рубежом в области изучения, разработки и внедрения в различные области техники спироидных передач и редукторов.

Удивительно, но на вопрос «А что такое для вас „Институт механики“?», его сотрудники, не сговариваясь, начинают говорить отнюдь не о шестеренках, а о ... «механике счастья». В чем же суть этой особой «механики»? Как создавался Институт, этот интересный «механизм», как устроены и работают его «передачи» успеха от учителя к ученику?

Зубчатые колёса известны всем. Пожалуй, это один из самых распространённых в мире символов техники (есть он и на эмблеме ИжГТУ). Тем не менее, непосвященный в премудрости зацепления и геометрии зубьев может спросить: да разве можно сделать их лучше? Ведь шестеренки — «они в Африке — шестеренки»?

Оказывается, можно и нужно! Как раз хитроумным и сложным проектированием зубчатых передач (и других элементов механического привода) и занят в основном Институт механики. Говоря научным языком, — оптимизационным синтезом зацепления, при котором целью является достижение наименьших размеров передачи или её наивысших нагрузочных характеристик, а управляющими параметрами — параметры звеньев, и, в частности и главным образом, — параметры геометрии зубьев, параметры их формообразования.

Важнейшая часть этой работы — совершенствование технологий, для того, чтобы изделия были конкурентоспособными в рыночных условиях. «Фишка» Института механики, основной (но не единственный) объект разработок — спироидные передачи и редукторы. Именно в области их расчёта и производства Ижевская зубчатая школа известна во всём мире.

Было создано и малое инновационное предприятие «Механик», для которого Институт стал разработчиком передач, конструкций и технологий. Предприятие, опираясь большей частью на собственные ресурсы, стало известным на российском рынке игроком — крупнейшим отечественным производителем редукторов для управления трубопроводной арматурой, техники для нефтегазовой, энергетической, химической и других отраслей промышленности, коммунальной сферы. Здесь производятся редукторы более 15 типоразмеров с массой от 4 до почти 400 кг. Разработка и совершенствование каждой передачи, каждого редуктора, технологий их производства — это всегда многогранный процесс с десятками, а то и сотнями вариантов решения. Этот процесс и составляет основу практической деятельности Института механики.

Международную известность Институт механики получил уже в 1998 году с избранием в 1998 году профессора В. И. Гольдфарба председателем Технического Комитета по зубчатым передачам Международной Федерации по развитию науки о машинах и механизмах (IFToMM Gearing TC), а затем — членом Исполнительного Совета (с 2008 г.), и вице-президентом IFToMM (2012 — 2015 гг.) В настоящее время проф. В.И. Гольдфарб и с.н.с. Н. А. Бармина являются членами Постоянной Комиссии по Коммуникациям, Публикациям и Архивингу. Кстати говоря, активное международное сотрудничество Института механики во многом поспособствовало признанию международного авторитета ИжГТУ в конце 20 века.

Помимо активного участия в организации и проведении Всемирных конгрессов по ТММ, в научных и программных комитетах международных конференций, выполнения совместных научных и публикационных проектов, Институт стал инициатором и организатором первой в истории международной студенческой олимпиады по ТММ, которая состоялась в ИжГТУ в апреле 2011 года, участниками которой стали 17 команд из 8 стран. Олимпиада послужила началом регулярных международных студенческих олимпиад по ТММ, проводимых раз в два года в разных точках планеты, где традиционно достойно выступает и команда ИжГТУ.

Сегодня специализированный журнал «Передачи и трансмиссии» стал уже историей, но был — первым и единственным в своем роде изданием, где публиковались результаты научных исследований в области зубчатых передач и трансмиссий, выполненные российскими и иностранными учеными. Все статьи публиковались на русском и английском языках, что само по себе было пионерским решением и послужило мощным толчком к международному сотрудничеству ученых-«зубчатников» по всему миру. Журнал издавался с 1991 по 2005 г. силами Института механики при поддержке Ассоциации инженеров механических трансмиссий (AMT), Технических университетов Словакии и Великобритании, рассылался в десятки российских и зарубежных вузов и на предприятия, и уже в 1997 году стал официальным журналом IFToMM.

В 2014 году Институт стал инициатором уникального для ИжГТУ и для всего «зубчатого» сообщества проекта — публикации книг в серии «Теория механизмов и машин» в крупнейшем европейском издательстве Springer. В свет вышли два сборника (2016, 2018 гг.), в каждом — более 20 статей, ведущих ученых в области зубчатых передач из России, Беларуси, Японии, Германии, Болгарии, США, Словении, Польши, Сербии. Опубликовать бесплатно свои статьи в сборнике, который входит в базы цитирования Скопус получают возможность и сотрудники ИжГТУ. В данный момент одобрена заявка на третью книгу этой серии.

В силу многих причин, к началу 21 века многолетняя практика крупных отечественных конференций по зубчатым передачам и редукторостроению практически сошла на нет. Немногим вузам удалось сохранить научные школы, способные организовать и провести научное мероприятие с участием ведущих ученых из России и других стран. Однако любой ученый — от начинающего лаборанта до академика, подтвердит, что никакие современные технологические средства не заменят живого общения единомышленников, жарких споров и обсуждений. При поддержке ИжГТУ Институт механики регулярно проводит крупные научные мероприятия, и каждая такая конференция — это результат профессиональной работы всего коллектива, это благодарные отзывы коллег со всей России, это уникальный опыт выступления с результатами своей научной работы для студентов и молодых ученых.

К вопросу о «механике» счастья

Гольдфарб Вениамин Иосифович (Организатор и директор Института механики):

Институту механики — 25 лет. Много это или мало? По возрасту не так уж и много, а по делам и по сложившемуся коллективу — очень прилично.

Все началось на кафедре Деталей приборов, где я в то время работал, собирая вокруг себя студентов, желающих заниматься наукой. Таких желающих оказывалось много, как правило, более 20 человек. Они и стали костяком первого СКБ. Первым студенческим директором СКБ стал Дима Главатских, впоследствии — доктор наук, профессор и мой очень близкий друг.

В СКБ решались исследовательские задачи, связанные с процессами зацепления в спироидных передачах и создавались соответствующие программные системы. Постепенно уровень работ вырос настолько, что ими заинтересовались предприятия, и были заключены первые хозяйственные договоры. Так Студенческое КБ превратилось в Специальное Конструкторское Бюро Передач и получило финансовую самостоятельность.

Во время одной из совместных поездок за рубеж в конце 1993 года ректор И. В. Абрамов предложил на основе СКБП создать первый в вузе научный институт и назвать его «Институт механики». Идея была принята с энтузиазмом, и 1 февраля 1994 года ректор подписал соответствующий приказ.

«Институт механики» почти сразу стал инициатором и головной организацией по Федеральной целевой программе (ФЦП) «Прогрессивные зубчатые передачи» (до 1998 года), совместно с ИМАШ РАН в рамках ФЦП «Интеграция» были созданы российский и международный научно-образовательные центры по передачам и трансмиссиям, выполнялись другие проекты Министерства образования РФ. Тогда же в ИжГТУ появились и первые международные договоры о сотрудничестве — все это, конечно, имело большое значение для становления молодого института и, в свою очередь, подсказало последующую траекторию его успешного развития.

Трубачев Евгений Семенович (Доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, в Институте механики с основания):

Что есть для меня «Институт механики»? Теперь уже можно сказать, что это — дело моей жизни и, конечно, это гораздо больше, чем просто место работы. Для меня, как преподавателя, это место, где делается техника высокого уровня, разрабатываются, совершенствуются и — не менее важно — реализуются технологии проектирования и производства. Поверьте, это очень много значит! Это придаёт уверенности, даёт пищу для размышлений, во многом является практической основой для преподавания. Для меня, как учёного, точнее даже — инженера, это — практика, критерий профессиональной истины. И — счастливая возможность почувствовать практическую востребованность новых разработок, проверить и отточить разработанные методы и расчёты, конструкции и технологии.

Наконец, «Институт механики» — это общение с разными людьми, бесценное и в профессиональном смысле, и в простом «человеческом». В первую очередь, конечно, общение с моим Учителем — профессором В. И. Гольдфарбом, а также со своими соратниками, учениками и коллегами по «зубчатому цеху» в России и мире. Надо ли говорить, что тот момент, когда меня пригласили в Институт механики, был определяющим в моей жизни, причём счастливо определяющим?! С юбилеем, Институт механики!

Малина Ольга Васильевна (Доктор технических наук, профессор, в Институте механики с основания):

Институт механики — это, прежде всего, личность Вениамина Иосифовича Гольдфарба — руководителя с большой буквы, который, являясь ведущим ученым с мировым именем, стал для всего коллектива настоящим организатором, учителем и наставником, «научным папой» и просто человеком, который готов разделить радости и печали каждого члена своей команды, прийти на помощь и поддержать, подсказать и оценить.

Институт механики — это оазис, где созданы условия для взращивания молодых ученых, где, несмотря на общие серьезные задачи, решаемые коллективом, всегда первостепенное внимание уделяется потребностям начинающих исследователей.

Институт механики — это коллектив единомышленников, где царит дух творчества и созидания.

Институт механики — серьезная, известная во всем мире научная школа, научные результаты которой оценены не только правительственными наградами, но и мировым сообществом,

эффективно развивающаяся структура реального сектора экономики, умеющая в жестких конкурентных условиях создавать качественную продукцию, востребованную потребителем.

Институт механики — это словосочетание, которое греет душу всем, кому посчастливилось жить в этом «доме», вспоминать его рождение и становление, способствовать его развитию и делить с ним радости и печали, защищать его от невзгод и отмечать его дни рождения.

С днем рождения!!!

Бармина Наталья Александровна (Старший научный сотрудник, кандидат технических наук, в Институте механики с 1995 года):

Казалось бы, только вчера студентка 1 курса специальности «Технология машиностроения» постучалась в загадочную дверь с вывеской «Институт механики» для прохождения ознакомительной практики. В 1995 году в Ижевске еще сложно было встретить на улице иностранца, интернет только-только появлялся, поэтому для будущего инженера-переводчика работа в Институте механики была поистине подарком судьбы.

Уже в то время там вовсю кипела переводческая и издательская работа над двуязычным журналом «Передачи и трансмиссии», сотрудники Института публиковали свои статьи в сборниках трудов международных конференций и участвовали в них с докладами, организовывались конференции и в Ижевске, куда приглашались иностранные специалисты самого высокого уровня, и переводить которых никогда не боялись доверять студентам.

Затем добавилась переписка с учеными всего мира в рамках участия Вениамина Иосифовича в деятельности IFToMM, работа с официальными документами и сайтом Федерации, публикации сборников, переводы книг и статей, конференции, переписка, переговоры ...

Каждый раз, после того, как узнаешь об очередной глобальной идее профессора Гольдфарба (...«А не провести ли нам Международный Симпозиум на сто человек?», «А не организовать ли нам серию книг о зубчатых передачах в издательстве Springer?» ...), минутный шок сменяется абсолютной уверенностью, что у нас все получится.

Потому что Институт механики — это, в первую очередь, дружная и надежная команда профессионалов.

Что для меня Институт механики? Более чем за два десятка лет я так и не узнала, что такое «...однообразная, скучная, монотонная работа...», как зачастую говорят переводчики о своей деятельности. Мои коллеги не раз упоминали это простое слово «счастье». И для меня Институт механики — это счастье. Счастье заниматься любимым делом, работать в команде «своих», непрерывно расти в профессиональном плане и реализовываться в очень разных направлениях.

От всей души поздравляю своих коллег с этим замечательным юбилеем, у нас впереди еще очень много интересного!

Пушкарева Татьяна Андреевна (Инженер-конструктор 2 категории, магистрант, в Институте механики с 2015 года):

Стать мыслящим инженером с глубокими знаниями в своей области. Быть преподавателем, обладающим не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом. Работать в коллективе, который дорожит своими традициями. Консультироваться у корифеев в своей научной области и обращаться к специализированной и редкой литературе... Написать диссертацию, результаты которой применялись бы сразу на практике, видеть это, участвовать в этом... Найти научную специальность, которой можно заниматься всю жизнь...

Мечты, навеянные примером старших и зачитанной в детстве «Педагогической поэмой» А.С. Макаренко, — не только замечательного педагога, но и отличного производственника (созданный в 1927 г. на базе коммуны им. Ф.Э. Дзержинского машиностроительный завод «ФЭД» существует до сих пор в составе концерна), казались сказкой.

О такой возможности я не задумывалась даже при поступлении в ИжГТУ. А на 2 курсе бакалавриата в Институте механики, я почти сразу же — и дома, и среди однокурсников, и даже на работе, получила гордое прозвище «Счастливая». Институт механики — уникальное подразделение, которое дает возможность студентам и молодым специалистам реализоваться и участвовать во всем том, что в условиях современной рыночной экономики кажется сказочным. Остается только не упустить такой шанс. Хочется пожелать Институту механики движения вперед, новых научных задач и свершений.

С юбилеем!

Институт механики: успехи и победы

Дата создания

1 февраля 1994

Инициатор, бессменный лидер, руководитель

Заслуженный деятель науки УР и РФ, Почетный работник высшего образования РФ, Почетный профессор ИжГТУ, вице-президент Международной Федерации по теории машин и механизмов (IFToMM) в 2011-2015 гг. доктор технических наук профессор Вениамин Иосифович Гольдфарб

Научные исследования и инновационные конструкторские разработки

· создание теории проектирования, в том числе автоматизированного, передач червячного типа;

· синтез новых разновидностей передач;

· разработка конструкций и технологии изготовления наукоемких редукторов;

· экспериментальные исследования передач и редукторов;

· широкое внедрение прогрессивных наукоемких передач и редукторов.

Диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, выполненные в НП «Институт механики»

Д. В. Главатских, Е. С. Трубачев, О.В. Малина, А. С. Кунивер, В. Н. Анферов, М. Н. Каракулов.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, выполненные в НП «Институт механики»

Н. В. Исакова, А. Г. Русских, Д. В. Кошкин, А. И. Абрамов, Р. В. Вознюк, Н. А. Бармина, А. А. Ткачев, Е. И. Попова, А. С. Кузнецов, О. Ф. Валеев, В. Ю. Пузанов, Е. В. Лукин, Н. А. Уржумов.

Государственные и международные награды

1997 год — Гольдфарб В.И., Заслуженный деятель науки РФ

2008 год — Государственная премия Удмуртской Республики в области науки и технологий (коллектив авторов Института механики)

2011 год — Гольдфарб В.И., Орден Почета РФ

2012 год — Малина О. В., Заслуженный деятель науки УР

2012 год — Трубачев Е. С., Заслуженный деятель науки УР

2017 год — Гольдфарб В.И., Награда Международной Федерации по развитию науки о машинах и механизмах (IFToMM) за самоотверженный труд и вклад в развитие Федерации

Издательская и публикационная деятельность

Книги на русском языке:

1. Гольдфарб В. И., Ткачев А. А. Проектирование эвольвентных цилиндрических передач. Новый подход. ИжГТУ, Ижевск, 2004, 95 стр.

2. Гольдфарб В. И., Главатских Д. В., Трубачев Е. С. и др. Спироидные редукторы трубопроводной арматуры, М.: Изд. «Вече», 2011. — 234 с.

3. Гольдфарб В. И., Анферов В. Н., Главатских Д. В., Трубачев Е. С. Спироидные редукторы для работы в экстремальных условиях. Ижевск: Изд. ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2014г., 156с.

Книги на английском языке:

1. Goldfarb V.I., Lunin S.V., Trubachev E.S. Direct digital simulation for gears. Izhevsk, 2004, 75p.

2. «Theory and Practice of Gearing and Transmissions: In Honor of Professor Faydor L. Litvin», Springer International Publishing AG Switzerland, 2016, 450 p. 279 illus., ISBN: 978-3-3 19-19739-5, DOI 10.1007/978-3-319-19740-1. Редакторы: В. И. Гольдфарб, Н. А. Бармина, Издательство Springer (база данных Скопус)

3. «Advanced Gear Engineering», Springer International Publishing AG Switzerland, Vol. 51, 2018, 497 p., ISBN: 978-3-319-60398-8, DOI 10.1007/978-3-319-60399-5. Редакторы: В. И. Гольдфарб, Е. С. Трубачев, Н. А. Бармина, Издательство Springer (база данных Скопус)

А также 20 выпусков журнала «Передачи и трансмиссии», более

1000 научных публикаций различного уровня и

30 патентов и авторских свидетельств

Научно-практические семинары, конференции и симпозиумы «Теория и практика зубчатых передач и редукторостроения» различного уровня с публикаций сборника трудов, организованные и проведенные Институтом механики при поддержке ИжГТУ

1. 16-18 мая 2017 года — 70 участников из России, Беларуси и США

2. 21-23 января 2014 года — 100 участников их 12 стран

3. 3-5 декабря 2008 года — 70 участников из России, Беларуси и Чешской Республики

4. 19 — 21 мая 2004 года — 80 участников из России, Беларуси, Польши

5. 31 января — 2 февраля 2001 года — 70 участников из 5 стран

6. 17-20 ноября 1998 года — 65 участников из 8 стран

7. 4-6 декабря 1996 года

8. 28 — 30 июня 1994 года

9. 15-18 июня 1993 года

 

Дата: 01.02.2019
Полезная информация