Электронное обучение: опыт внедрения и перспективы развития

С презентациями своих будущих электронных курсов выступили преподаватели из разных городов России (Сыктывкара, Омска, Таганрога, Иваново и др.), которые прошли двухнедельное обучение по программе повышения квалификации научно-педагогических работников "Проектная деятельность преподавателя вуза в среде Moodle" ("Автор электронного курса").

Во время выступления каждый из спикеров высказал личное мнение о проблемах и перспективах электронного обучения. Как оказалось, впечатления в целом носят позитивный характер. Рассказывает к.ф.н., доцент кафедры "Экономика предприятия" Таганрогского педагогического университета Татьяна Логинова:

 - Эти интересный опыт. Появилась возможность выкладывать редкие, а зачастую уникальные, материалы и обсуждать их со студентами. Кроме того, это постоянный творческий процесс: разработанные курсы можно постоянно дорабатывать, что требует постоянного самосовершенствования от преподавателя.

P1170148Её коллега из Тихвинского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, заведующая кафедрой "Технические и естественнонаучные дисциплины", к.т.н., доцент Наталья Никифорова согласилась и добавила, что это полезный инструмент для любого современного преподавателя. Для студентов электронное образование представляет собой новую технологию получения образования, базирующуюся на принципе самостоятельного изучения предметов и "эффекте присутствия" преподавателя – все модули курса сопровождаются видеолекциями.

Своими наработками с иногородними коллегами поделились и преподаватели ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, чьи электронные курсы в настоящее время уже проходят апробацию на студентах очного и заочного отделений.

По словам к.ф.н., доцента кафедры "Философия" факультета "Экономика, право и гуманитарные науки" Юлии Серебряковой, доведение до ума электронного курса требует от преподавателя постоянной методической работы и, соответственно, времени. Свой курс "PR-в малом бизнесе" она "тестирует" сейчас на студентах пятого курса: "Отмечу некоторую асинхронность прохождения: одни к началу октября уже почти усвоили курс (выполнили задания, прочитали лекционный материал, просмотрели рекомендованную литературу и проч.), а другие не успевают и запланированного. На такой случай преподавателя должен выручать некий запас информации и задач для "умников".

Действительно, при подготовке электронных курсов преподаватель ориентируется на некого "абстрактного студента", специально занижает уровень заданий, максимально упрощает способы подачи информации. Это делается для того, чтобы вся аудитория смогла усвоить тему. С тем, что это образование подходит для самостоятельного изучения, а, следовательно, актуально для удаленного пользователя - студентов заочного отделения из отдаленных районов страны, - согласились абсолютно все собравшиеся.

P1170152Пока одной из главных проблем электронного образования является "цена вопроса": во всех вузах проектная деятельность пока не включена в нагрузку преподавателей. Работой над электронными курсами они занимаются в свободное от работы время и безвозмездно. Получается, что заинтересовать всех преподавателей невозможно – всё упирается в финансирование, мотивацию персонала, а также уровень пользования ПК.

Кроме того, работу по оценке знаний весьма сложно формализовать, т.к. необходимо все равно лично участие преподавателя. Если взять гуманитарные предметы, где практические задания в основном творческие, требующие размышлений.

С естественными науками тоже не все гладко – много формул, рисунков на доске, которые сложно переносятся в электронный вид (требуют постоянного дублирования). Здесь, например, физикам, на помощь должны прийти видеотрансляции опытов.

Таким образом, введение электронного образования способствует обогащению учебного процесса новыми образовательными ресурсами. Однако важно помнить, новые технологии не должны внедряться в образовательный процесс только потому, что они рассматриваются как инновационные по своей природе. Они должны быть реализованы, только если они окажутся лучше, дешевле и эффективнее.

 

P1170133P1170153

 

 

 

Дата: 07.08.2018
Полезная информация