Девушка и оружие: к юбилею кафедры "Стрелковое оружие"

Работа эта, кстати, ответственная, но какая-то "второстепенная", что ли.

Контингент студентов кафедры "Стрелковое оружие" во многом повторяет эту историческую закономерность: редкая представительница слабого пола готова познать все премудрости проектирования стрелкового оружия. Правда, временами бывают исключения. Так, в группе, которая через два месяца заканчивает свое обучение, из 16 человек пятеро – девушки. Одна из них – Анастасия Серебренникова. Девушка не только успешно справляется с довольно сложной учебной программой, но и пытается применить полученные в вузе знания на практике, совмещая учебу и работу в Конструкторско-оружейном центре концерна "Калашников".

– Анастасия, это только в группе много девушек или на производстве тоже?

Анастасия Серебренникова– В нашем отделе достаточно много. Есть те, кто действительно занимается работой с документацией, но есть и такие, которые непосредственно участвуют в проектировании оружия. Многие уходят, но многие приходят на их место. И практически все они – выпускницы нашего машиностроительного факультета.

– А что является мотивом для девушек при выборе такой мужской специальности?

– За всех не могу ответить, скажу только за себя. У меня это воля случая. Росла в семье инженеров, поэтому без сомнений пошла после школы поступать в ИжГТУ. Как-то так получилось, что зачислилась на машиностроительный факультет. На начальных курсах осмотрелась, "втянулась" в учебу и поняла, что мне интересно проектировать оружие. Появилась мотивация, а вместе с ней стали накапливаться знания по специальности. Не скрою, учиться сложно, но очень интересно. Когда устроилась на работу в Конструкторско-оружейный центр, поняла, что затраченные на освоение сложных предметов усилия были не зря – мне практически сразу доверили проектировать конкретное изделие.

Конечно, на предприятии есть свои технологические цепочки и средства проектирования оружия. Не все они именно те, которые мы осваивали в вузе. Но основные принципы работы, которые я получила на кафедре, помогли быстро научиться работать с теми средствами, которые используются на производстве.

Скажу, что процесс создания оружия очень сложный – много чего надо предусмотреть и на этапе разработки общих элементов конструкции, и на этапе их детальной проработки. Приходится задерживаться допоздна, поэтому все рассказы о том, что легендарные оружейники сутками работали над своими образцами – истинная правда.

– Классические фотографии легендарных оружейников (М.Т. Калашникова, Е.Ф. Драгунова) сделаны на фоне кульмана, а вот один из самых "классических" снимков В.А. Ярыгина выполнен уже на фоне экрана монитора. Так как же сегодня работает конструктор стрелкового оружия?

– Кульманы на производстве сохранились, хотя многое, конечно, уже делается с помощью информационных систем. В вузе мы тоже сначала чертили исключительно "руками", только на 3 курсе стали делать чертежи с помощью графических программ. На старших курсах, когда начались спецпредметы, многое стали делать с использованием информационных технологий, например, расчет баллистических характеристик, различного рода моделирование. Все это в той или иной форме применяется и на предприятии – проектирование оружия это все-таки не просто рисование или черчение, а строгий математический расчет.

– Получается, что сейчас проектирование оружия становится во многом информационной задачей. Не значит ли это, что число девушек-конструкторов станет увеличиваться?

 – Да, информационных технологий при проектировании сегодня используется немало. И, разумеется, девушки со всем эти могут тоже вполне справиться наравне с юношами. Но не стоит забывать, что в нашей работе очень важно, как развито абстрактное мышление. Не все и не всегда можно быстро посмотреть на компьютере, распечатать на 3D-принтере (на предприятии, кстати, он есть, а на кафедре пока нет), надо уметь "в голове" все увидеть и представить. К сожалению, я считаю, информационные технологии не являются стимулами для развития у молодежи этих навыков. Причем это относится и к юношам, и к девушкам. Так что будет ли у новых моделей "женское лицо", предсказать не берусь.

– По всему видно, что у тебя достаточно амбициозные планы…

– Планы меняются со временем. Еще недавно, когда я с головой ушла в изучение всех процессов, влияющих на образ будущего оружия, мне хотелось узнавать все больше деталей и тонкостей, анализировать и предлагать свое. То есть в планах было поступить в аспирантуру, заняться преподавательской деятельностью и т.п. Потом начался реальный проект на производстве, которым я сейчас продолжаю заниматься. И он меня так увлек, что сегодня планы об аспирантуре я решила скорректировать – для начала отложить на некоторое время, пока проект не будет завершен. А дальше посмотрим, какие будут идеи.

Вообще, лично в моем случае получилось так, что обучение именно на этой специальности в достаточно короткие сроки изменило и мои личные качества или интересы. Прежде всего, я стала ко всему относиться более ответственно, научилась планировать время и быть дисциплинированной. Так что годы учебы прошли не зря – я получила и профессию, и реально повзрослела. Спасибо за это всем, кто был на этом пути со мной рядом – кафедре, коллективу Конструкторско-оружейного центра, моим одногруппникам.

Елена ШЕВЯКОВА

Дата: 07.08.2018
Полезная информация