Когда бы ты не зашел в детский сад ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, его воспитанники всегда заняты чем-то веселым, увлекательным и интересным. Каждый год в конце мая детский сад ИжГТУ устраивает «День открытых дверей» для родителей, и мамы с папами всякий раз убеждаются: они водят своих детей в особенный детский сад.
Здесь не просто хорошо организованное игровое пространство, где осуществляется уход и присмотр. Здесь дети действительно развиваются и «растут на глазах»: рисуют, раскрашивают, лепят, мастерят поделки, учат стихи, готовят утренники, разучивают песенки и танцы, посещают дополнительные кружки!
«Здесь замечательный коллектив! Воспитатели дарят детям тепло и ласку, в саду- множество замечательных кружков. Сегодня, например, я вместе с дочкой Лерой погрузилась в мир стретчинга», — говорит М. А. Волкова.
«Только желание творить, работать, дарить всё лучшее детям позволяет педагогам развивать наш детский сад, как территорию детской радости, взаимопонимания, доброго отношения друг к другу, — рассказала заведующий детского сада ИжГТУ Анна Александровна Черных. — Детский сад накопил педагогического опыта, творческого поиска, и мы хотим поделиться нашими успехами с родителями».
«Белая пешка»
Первые успехи малышей — лучший аргумент в пользу раннего «шахматного образования». Руководит кружком «Белая пешка» воспитатель высшей категории Светлана Николаевна Парфёнова, неоднократный призер шахматных турниров среди сотрудников ИжГТУ.
Катя Караваева, как и остальные воспитанники, посещала в детском саду этот кружок. И сегодня выпускница детского сада прошлого года, которая окончила в 2023 году 1-й класс, — продолжает побеждать и заниматься шахматами: 2-е место в республиканской олимпиаде по шахматам! «Своим увлечением шахматами Светлана Николаевна заинтересовала почти всех воспитанников, и теперь дошколята с большим удовольствием играют в эту игру», — делится заведующий детского сада ИжГТУ Анна Александровна.
А Светлана Николаевна Парфёнова продолжает:
— Мне всегда хотелось учить детей этой замечательной игре. Я сама начала играть в шахматы ещё в школе. Участвовала в районных соревнованиях и занимала призовые места. Когда пришла работать в детский сад ИжГТУ, умение играть в шахматы мне пригодились. Каждый год принимаю участие в университетской Спартакиаде в команде сотрудников ИжГТУ.
А три года назад я прошла обучающий курс по шахматам «Методика преподавания уроков и факультативных занятий по предмету «Шахматы» в общеобразовательных учреждениях». Это позволило мне вести кружок по шахматам с детьми от 5 до 7 лет. В конце обучения в детском саду мы устраиваем шахматные турниры вместе с родителями. Наши выпускники продолжают заниматься шахматных городских кружках, и это очень радует.
«Цветные ладошки»
С улыбкой встречает родителей и детей руководитель кружка «Цветные ладошки», педагог дополнительного образования Татьяна Рудольфовна Князева.
— Я работаю преподавателем более 30 лет, но всегда хочется сделать каждое занятие незабываемым, эмоционально наполненным. На кружке «Цветные ладошки» я использую разные нетрадиционные изобразительные техники. Это дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает фантазию и воображение, снимает отрицательные эмоции. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, а в этих техниках у ребёнка пропадает страх, что он не справиться. Появляется уверенность в себе. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску! А я нахожусь в постоянном поиске чего-то новенького: найти интересную тему, какую технику подобрать, а материал какой? И радуюсь результатам вместе с детьми. Вау! Как здорово у нас получилось!
Нередко работы ее маленьких учеников становятся призёрами на всероссийских и городских выставках.
«Фитбол-гимнастика»
В детском саду ИжГТУ есть и спортивный кружок «Весёлая фитбол-гимнастика». Его руководитель — инструктор по физической культуре Любовь Михайловна Трефилова:
— В детском саду я являюсь инструктором по физической культуре. Очень люблю проводить занятия по фитболу для детей старшего дошкольного возраста. Программа называется «Весёлая фитбол-гимнастика». Мне нравится, что на таких занятиях сочетаются упражнения, дыхание, речь (проговаривание стихотворений) и музыкальное сопровождение. Всё это повышает эффективность усвоения материала дошкольниками. Я получаю радость и удовлетворение от проведения таких занятий, потому что вижу прогресс в выполнении упражнений детьми в течение учебного года. На каждом занятии использую упражнения на правильную осанку и укрепление мышечного корсета — и у воспитанников заметно улучшается осанка. Замечаю, что дети в течение года становятся сильнее, а их тело более гибким и пластичным.
Для меня очень важно, чтобы дети на занятиях получали положительный эмоциональный отклик, стараюсь разнообразить формы проведения занятий, применяю индивидуальный подход. Ребята очень любят играть в подвижные игры, а я, в свою очередь, стараюсь в играх каждого ребёнка поставить на роль ведущего.
В самом конце занятий провожу релаксационные упражнения под спокойную красивую музыку, которые ребятишки очень любят и ждут.
Чтобы занятия были интересными, подбираю новые упражнения и игры с фитболом в приобретённых книжных изданиях и на «просторах» интернета, таким образом, сама развиваюсь и не стою на месте.
В конце учебного года у нас проводятся открытые занятия для родителей. Судя по отзывам и словам благодарности от пап и мам, понимаешь, что твоя работа не напрасна, и она приносит пользу детям! А значит — и мне самой.
«Почемучки»
В кружке «Почемучки», который ведет воспитатель высшей категории, старший воспитатель сада Наталья Евгеньевна Исаева, занимаются малыши от 2 до 4 лет.
— Маленькие «исследователи» с помощью блоков Дьенеша осваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, толщина). Для детишек этого возраста сенсорика — самая сложная и важная часть в развитии, которую они должны освоить. Через игру с блоками у детей развиваются представления о множестве операции над ними (сравнение, классификация), а также представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование.
Работая над программой, приходится постоянно находиться в поиске новых игровых приёмов, которые помогут детям легко и просто освоить материал. Испытываешь большую радость, когда видишь, что ребёнок может высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения и оказать помощь своему сверстнику или выполняет сложные задания, ориентируясь не только на один признак, а три-четыре.
Приходя в группу, радуешься, когда детишки бегут к тебе с горящими глазами навстречу, чтобы скорее идти заниматься.
«Игровой стретчинг»
«Игровым стретчингом» занимается с детьми педагог дополнительного образования, педагог высшей категории Ризида Мадхаровна Хусаинова.
— Я детства люблю танцевать и так сложилось, что занимаюсь профессионально хореографией всю жизнь.
Сегодня многие педагоги используют разные здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей. Мой выбор остановился на методике «Игровой стретчинг», способствующей оздоровлению и основанной на естественных растяжках. Методика базируется на анализе известных систем упражнений, приёмов, ритмики, хореографии.
На моих занятиях ребята знакомятся со своим телом и благодаря грамотному подходу к структуре урока могут заниматься стретчингом самостоятельно или с мамой, без участия педагога.
Ежегодно мои воспитанники демонстрируют свои успехи папам и мамам. А в этом году открытое занятие проходило совместно с родителями: мамы старшей и подготовительной групп занимались вместе с детьми. Получили много положительных эмоций, и предложили продолжить обучение в следующем году.
Игровой стретчинг включает в себя интеллектуальное развитие, развитие коммуникативных навыков, приобщение детей к самосовершенствованию своего тела, развитие творческой личности, совершенствование психологических процессов. Это позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, избавляет от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы!
«Музыка для всех»
Музыкальный руководитель, заслуженный работник народного образования УР Ольга Евгеньевна Аскарова ведет сразу три кружка: «Забавушки» (для детей 2-3 лет), «В гости к музыке» (для детей 3-4 лет) и «Соловушки» (для детей 5-7 лет).
— Занятия отличаются от традиционных занятий в дошкольных учреждениях и их необычность проведения, тематика, формы проведения, индивидуальное взаимодействие создают атмосферу радостного взаимодействия с музыкальными инструментами, игрушками, атрибутами, помогающими им погрузиться в огромный мир духовных и культурных ценностей.
Вся моя педагогическая деятельность связана с работой по музыкальному воспитанию. Знание психофизиологических возможностей детей по музыкальному развитию и большой опыт (более 35 лет музыкально-педагогической деятельности) помогают организовывать такие занятия.
Научить детей слушать и слышать прекрасное, высказываться об этом, знакомство с музыкальными инструментами способствует их раннему формированию музыкальности, отзывчивости и слушательской культуры. Мы очень хотим, чтобы наши дети подружились и с оперой и другими музыкальными жанрами, — говорит Наталья Евгеньевна. — У нас уже были в саду концерты музыкального квартета «Концертино», дети с удовольствием слушали оперу «Мойдодыр» в исполнении Ижевского муниципального камерного хора имени П. И. Чайковского. Я сама училась в музыкальной школе, и считаю, что чем раньше ребенок соприкоснется с миром большой музыки, тем его связь с ней будет прочнее», — поделилась Наталья Евгеньевна.
«Сундучок историй»
Руководитель кружка «Сундучок историй» педагог — психолог Светлана Алексеевна Палинчак занимается с детьми 2-3 лет.
— Наши занятия — ещё один повод для приятного общения с детьми, посмотреть им в глаза, обнять. Детям нравится говорить, но так, чтобы их слушали. Каждое занятие — это поиск интересных приёмов и способов привлечения внимания детей, формирование у них интереса к тому, что происходит на занятии и вокруг них. Занятия становятся открытием меня и самой себе, когда видишь ответную реакцию радости и восторга от детей, или, наоборот, сталкиваешься с отказом от взаимодействия.
«Сотрудники сада — настоящие профессионалы своего дела. Ведь именно они самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой, любящие детей люди. Мы это увидели сегодня», — сказала мама Кати — Мария Витальевна Караваева, ведущий инженер кафедры «Нанотехнологии и микросистемная техника».
«Всё, что мы делаем в нашем детском саду — мы делаем ради них, наших детей. Чтобы они росли здоровыми, умными, добрыми. Помним всех своих воспитанников, гордимся их успехами, переживаем за неудачи, и всегда рады встрече с ними», — поделилась старший воспитатель сада Наталья Евгеньевна Исаева.