Открыл выставку и представил зрителям художника заместитель декана факультета «Реклама и дизайн» Валерий Никонорович Мокрецов. Автор новой экспозиции - Виктор Егорович Яковлев, выпускник худграфа УдГУ, известный художник-график, лауреат международных конкурсов по парковой скульптуре, преподаватель и заведующий отделением изобразительного искусства ДШС Малопургинского района.
Декан факультета Михаил Михайлович Черных добавил, что Виктор Егорович 20 лет заведовал школой искусств в Уве, а сегодня преподает в новой (редкость в наше время) и одной из лучших в республике ДШИ в Малой Пурге. Выставка работ В. Е. Яковлева, представленная в ИжГТУ, уже побывала ижевской Школе искусств №11, с которой факультет давно и плодотворно сотрудничает, а затем переедет в выставочный зал ДШИ №9 г. Ижевска.
Обращаясь к зрителям – студентам, декан напомнил: «…для вас, уважаемые студенты, регулярные художественные выставки на факультете – уникальная возможность. Это прекрасный материал, наш «натурный фонд». Вы видите здесь работы старших коллег, можете у них учиться - не проходите мимо!»
Новая экспозиция в «Ракурсе», объединенная названием «Край родной! Далекое и близкое…» - это более 30 графических работ. Несколько выразительных и очень добрых портретов – знаменитые «Бурановские бабушки» (карандаш), а также виды и пейзажи, большие просторы и самые скромные уголки нашего края. Техника - тонированная бумага, карандаш, пастель, уголь и соус. Соус – мягкий, очень графичный материал, явно любимый мастером, и, по его словам, «в отличие от пастели, дающий не такие яркие цвета, а, приглушенные - легкий серо-голубой или охристый, приближенные к серым, способные передать, например, эффект мягкого свежего снега».
«… Я рисую то, что нравится, что остается в памяти, - говорит сам Виктор Егорович.
«…объезжая нашу республику, бывая в других краях, стараюсь запомнить, сделать эскизы…Чтобы находить новые сюжеты, видеть их собственными глазами – приходится много ходить и ездить, - вот Увинский район обошел весь, а Малопургинский - только начал.
Для меня очень важно увидеть то, что от нас уходит - те же старые деревянные дома и постройки, на первый взгляд непривлекательные, серенькие, которые скоро уйдут в небытие и в забытье, а нам стоит их помнить.
Я с удовольствием принял предложение вашего факультета выставиться в « Ракурсе», мне приятно, что выставку встретили очень добродушно. Спрашивают иногда – какая вам от этого выгода? Да есть выгода - душевная! Человек пришел, посмотрел и сказал добрые слова – это высшая награда. Если вы уйдете отсюда с теплой душой, значит, я не зря протоптал, пожалуй, сотни километров «лесов, полей и рек».
Пожалуй, даже неискушенному, но неравнодушному зрителю на этой выставке достаточно самого беглого взора, чтобы мелькнула мысль: «а ведь это - стихи….нарисованные стихи». Даже названия работ Яковлева сами собой складываются в короткие строчки, как японские «хайку»:
Серый день. Старый дом.
Старая мельница, Серые крыши.
А с утра было солнце.
Или вот так, например:
Окраина Увы.
Все Ближе к осени.
К закату. Потеплело.
Не клюет.
А если приглядеться внимательнее, появится еще одно общее впечатление: все, что здесь - это то, что живет за окном, за городом, на самом деле, - как на фотографии. Перед нами -почти черно-белые пейзажи, иногда нарочито нерезкие, мягкие и чуть размытые, где неважны детали, - да их издалека и не увидишь! Иногда – с более резкой штриховкой и увеличенным «зерном», - снова как на снимках, которые «рисует» сам свет. Иногда – это охристые сепии, как старые, долго и бережно хранимые родные фотографии. И основная палитра всех видов и пейзажей - сине-зеленый, синий-голубой, все оттенки серого - от блестящего белого серебра до унылых старых досок.
«Откуда такая палитра?» - задумывается художник, - « Может быть, это сам материал, я выбираю именно такую бумагу… А вот - почему? Знаете, мне очень нравится зимнее время, даже не всегда солнечное. Неважно, что сам люблю солнце, но чтобы соскучиться по нему, почувствовать его, еще больше полюбить...
Не яркие, кричащие цвета, а вот синий цвет – это мой еще с детства, так получилось само собой. А еще люблю простой карандаш. Очень интересно – работать разной штриховкой, техникой и приемами, - есть такое выражение: «живописно передать возможности простого карандаша». А, может быть, эта палитра - цвет этой серии, этапа или периода; - были и будут иные.
Например, я мечтаю сделать большую серию акварелей. И пейзажи – не единственная моя тема, с детства рисую и портреты. Когда-то сельским мальчишкой, без всякой художественной школы, поступая на худграф, я получил пятерку за графику, - наверное, потому что с детства много рисовал родных, соседей, друзей и знакомых. Вообще, в детстве я мечтал стать художником. Надеюсь, - стал.
Спасибо учителям, - а я понемногу учился у многих, и нравятся многие. Правда, кумиров и идеалов нет. Если думать не о человеке, а о самом понятии «Учитель» - то им для художника может быть только природа. Только у нее можно взять то самое искреннее и настоящее, чему можно учиться бесконечно. Как говорил Анатолий Тихонович Русских, - у которого я как раз научился многому: «художнику надо учиться до самого последнего дня».
Выставка работает до 20 мая, с 10.00 до 17.00, кроме выходных. Вход свободный.