Изменив мышление, можно изменить и способы управления будущим. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) уже сформировалось понятие "Форсайтное мышление" и сегодня оно рассматривается как наиболее продвинутая конструкция. Чтобы нам понять суть этого мышления, видимо, для начала стоит прикоснуться к классике – бессмертной "Саге о Форсайтах" – и на примере целого клана состоятельной семьи Форсайтов увидеть, как происходило стратегирование, как составлялось целевое видение будущего.
В АСИ считают, что "форсайтное мышление" пригодно и для развития региона.
С 25 по 30 марта в Ассоциации стратегических инициатив в Москве проходила "Форсайт-школа". В учебе принимали участие десять команд из различных регионов России, в том числе объединенная команда Удмуртской Республики, Пермского края и Республики Башкортостан.
В делегацию от Удмуртии вошли представители Агентства инвестиционного развития УР, Центра инвестиционного развития УР, бизнеса, общественных организаций, ведущих вузов. Среди них был и руководитель центра стратегических инициатив ИжГТУ имени М.Т. Калашникова док-р хим. наук, профессор Михаил Андреевич Плетнев.
Надо сказать, региональные команды прошли интенсивный курс обучения методологии Rapid Foresight, в рамках которого за короткий срок ознакомились с техниками эффективного группового управления, наметили цели и задачи, разработали презентацию проведения "Форсайт-флота".
Забегая вперед, скажем, что наша совместная группа по рейтингу командообразования заняла первое место, а по готовности регионов к проведению мероприятия – третье. Была сформулирована основная цель совместного "Форсайт-флота".
– О чем, собственно, шла речь? Нас учили быть организаторами "Форсайт-флота", который состоится в конце сентября по реке Кама, – делится впечатлениями М.А. Плетнев. – Команда трех регионов, всего 310 человек, на теплоходе "Владимир Маяковский" поплывет по предполагаемому маршруту Пермь – Агидель – Сарапул.
Общая идеология "Форсайт-флота" заключается в том, что мы должны интегрировать свои усилия в социально-экономическое развитие: развитие системы образования, науки, бизнеса. Найти способы усиления друг друга, для того, чтобы получить старт для серьезного развития этих трех регионов, которые пока существенно отстают от более развитых соседей. На северо-востоке это Свердловская область, а на юго-западе – Татарстан. Вот такая логика. То есть эти регионы уже нашли себя. А у нас, каждого по отдельности, не получается. Так давайте попробуем вместе! Инициатива эта была поддержана руководством регионов.
Что касается участия нашего университета в этом проекте, то понятно, что одним из элементов будет интеграция ресурсов высших учебных заведений регионов, формирование единого образовательного пространства, чтобы можно было привлечь научные и образовательные ресурсы трех регионов для решения актуальных задач. Кроме того, у меня была и своя задача. Я, как руководитель центра стратегических инициатив ИжГТУ, должен был понять: а как мы будем позиционировать себя в этом деле? Как нам найти свое место в нем? Мы должны определить свою позицию и вектор развития.
Мало того, есть несколько моментов, о которых мне хотелось бы сказать. Во-первых, за эти пять дней мы сдружились. Мы собрались разными командами, но стали общим коллективом. За это время мы поняли, кто и что из себя представляет. Мы несколько раз переформатировали способы общения и в какой-то степени сами овладели технологиями "Форсайта". И теперь есть несколько моментов, которые были бы интересны и полезны для нашего университета. Во-первых, как я уже сказал, нам надо найти свое место в консолидации трех регионов в образовательной и научной сфере. Во-вторых, в сфере высоких технологий. В-третьих, мне кажется интересным перенести элементы "Форсайт- технологий" в образовательный процесс. И, в- четвертых, попытаться использовать эти элементы в тех мероприятиях, которые мы проводим с нашими студентами, например, на "ИННОВЕ". Надо же им овладевать новыми технологиями! А дать инструменты для нахождения своего места в жизни – наша задача. Такие предложения у меня появились после участия в этом мероприятия.
А участие университета в таком мероприятии, как "Форсайт-школа", было просто необходимо. Потому что, во-первых, мы должны перенимать новые технологии, во-вторых, должны понимать, как себя правильно позиционировать в этих технологиях. Я думаю, сейчас наша задача – сделать все, чтобы наш вуз нашел себя в этих направлениях. Чтобы мы бы получили новые проекты и чтобы наши ученые реализовали себя в них. Ведь, как правило, когда появляются новые научные направления, под них подтягивается и образовательный процесс.
– Объединенный "Форсайт-флот" макрорегиона – это первый в России опыт создания межрегиональной площадки, которая позволит смоделировать развитие трех разных территорий одновременно. За время обучения мы создали совместную программу, которая позволит нам усилить позиции всех участников. Региональные команды сформулировали три основные темы: развитие человеческого капитала, межрегиональная кооперация и развитие сетевого взаимодействия макрорегиона. Мы понимаем, что масштаб поставленных задач требует выделения значительных ресурсов, которое возможно только в рамках построения макрорегионального взаимодействия", – отметила руководитель Агентства инвестиционного развития УР Римма Бякова.
Записала Галина АНАТОЛЬЕВА