8 ноября ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, свой родной университет посетил академик РАН Алексей Матвеевич Липанов. Алексея Матвеевича, ректора Ижевского Механического Института 1975 — 1983 гг. и многие годы — преподавателя вуза, в ИжГТУ знают все, но для новичков-первокурсников мы его представим:
А. М. Липанов — доктор технических наук, академик РАН (с 2000 г), основоположник современной внутренней баллистики систем на твердом топливе, один из создателей отечественных межконтинентальных твердотопливных ракет наземного и морского базирования, математического моделирования наносистем и их экспериментального исследования; именем Академика Липанова назван параметр, характеризующий эрозионное горение твердого ракетного топлива — число Булгакова-Липанова.
Директор Института механики УрО РАН и председатель Удмуртского научного центра УрО РАН, с 1983 года, — в течение пяти лет — заместитель министра Минвуза России по науке. Лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства РФ в области науки и техники, Почетный гражданин Удмуртской республики.
Пресс-служба ИжГТУ попросила Алексея Матвеевича поделиться воспоминаниями о М. Т. Калашникове, которого он знал, и с которым ему удавалось решить непростые задачи.
А. М. Липанов:
.... В канун дня рождения Михаила Тимофеевича, конечно, как и другие коллеги, вспоминаю его. Знаете, когда мы в 1976 году организовывали самый первый диссертационный совет в республике — а до этого у нас его не было, и любая защита — как и сейчас, если нет соответствующей специальности, попасть в график защит в другом месте, в другом городе — это очень непросто, замучают слушаниями и замечаниями.
У нас тогда в Механическом институте было 8 докторов наук, и мы все, так или иначе, были близки к механике, но для создания совета этого было мало. По правилам ВАК того времени кандидатский диссертационный совет должен был создаваться на основе кандидатов и докторов работающих в этом городе, из других приглашать было категорически нельзя, при этом должен был соблюдаться определенный процент, — но все в своем городе.
Я обратился к Михаилу Тимофеевичу, обрисовал ситуацию, — он был тогда конструктором Ижмаша и имел степень доктора наук (в 1971 году ученым советом Тульского политехнического института по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений без защиты диссертации М. Т. Калашникову была присвоена ученая степень доктора технических наук), и он согласился войти в наш совет, спас ситуацию — буквально, именно он стоял у истоков нашего первого совета.
Потом наш кандидатский диссовет успешно проработал три года, и это уже позволяло нам создавать докторский совет. Этот первый совет в ИМИ — родоначальник всех диссоветов в вузах республики, позже они появились и в других вузах. Думаю, сегодня их количество перевалило за дюжину и конечно, трудно даже оценить, как это плодотворно сказалось на уровне и работе наших ученых, на развитии научно-исследовательской сферы Удмуртии в целом.
Что бы я сегодня пожелал университету имени Калашникова? В наше время была такая «Ассоциация вузов СССР» под эгидой МВТУ, и мы ежегодно два раза в год встречались по методической и по научно-исследовательской проблематике: площадки были в Ижевске, в Москве, Кутаиси, Бишкеке, Алма-Ате ... Это была замечательная система — любой успешный новый опыт, все, что было в ведущих вузах, мы старались внедрять у себя. И я бы пожелал нашему техническому университету перенимать, осваиваить и развивать все, что есть самого нового пригодного в мире. И обязательно, особое внимание — науке, научным исследованиям, чтобы готовить молодых специалистов на необходимом современном уровне.
И скажу, как всегда: да здравствует ИжГТУ имени М. Т. Калашникова!