В СЦ «Интеграл» продолжаются тренинги предпринимательских компетенций, которые работают в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В последний день сентября участниками тренинга стали второкурсники факультета «Информационные технологии», специальность «Программная инженерия».
Открывая тренинг, проректор по научной и инновационной работе ИжГТУ Андрей Николаевич Копысов, обращаясь к студентам, в частности, сказал:
— Такие мероприятия необходимы для того, чтобы у вас было понимание, что вас не просто так вырвали из учебного процесса, а собрали сегодня для того, чтобы вы смогли погрузиться в проектную деятельность. Для вас, IT-шников, это особенно важно, потому что, занимаясь реальными проектами, вы должны уметь не просто написать код, должны еще уметь себя правильно презентовать. По сути дела, название «Тренинги предпринимательских компетенций» надо читать как «Тренинги компетенций по предприимчивости». В рамках данного курса наши коллеги сегодня целый день будут вас учить на примере стартапа, как правильно сделать проект, как можно этот стартап реализовать и, главное, — как его грамотно после этого презентовать и продвинуть на рынок.
Андрей Николаевич пожелал студентам успешной работы и призвал не стесняться задавать любые вопросы ведущим.
Настроить студентов на работу пришел также декан ФИТ Игорь Олегович Архипов:
— Хочу немного рассказать, как воспринимаю этот тренинг. Вы все — будущие инженеры-программисты. Было бы неплохо, чтобы каждый из вас в будущем смог выйти за пределы инженера-исполнителя чужих идей. Чтобы вы могли сами генерировать свои собственные идеи. Научились их просчитывать не только с технической точки зрения, но и с экономической составляющей, маркетинговой. Чтобы вы понимали, кто ваши пользователи, и что им на самом деле нужно, а не то, что вы думаете, что им нужно. Этот навык прокачивается и развивается. Тренинг как раз и поможет вам на одну- две ступеньки подняться к этой цели. Хорошей работы, пусть у вас все получится!
Ведущие тренинга — представители Самарского госуниверситета Александра Александровна Чудаева (в проекте с 2022 года) и ее ассистент Анна Дмитриевна Корнилова рассказали участникам о механизмах, которые будут использоваться при работе. В частности, это платформа «Навигатор стартапов», которую разработали в Самарском университете.
О том, какие стартапы предстоит представить на защиту участникам, рассказала А.А.Чудаева:
— У нас на платформе, где мы взаимодействуем со студентами, есть несколько карточек. Они у нас 3 цветов — розовый, зеленый и синий. Логика такая: есть целевая аудитория — это одни карточки, есть проблемы, которые должны решаться той или иной целевой аудиторий и карточки технологий — оттуда мы должны взять технологию, с помощью которой мы для какой-то целевой аудитории будем решать какую-то проблему.
Карточки выпадают рандомно — кому какую платформа выкинет. Иногда у студентов- участников тренинга наступает ступор: «тут вообще целевая аудитория не совпадает с проблемой!». Но в этом и есть весь смысл — покреативить, подумать. Можно конкретизировать проблему, можно ее расширить, а технологии, которые мы там для них в карточках придумали — в принципе все цифровые. Поэтому нужно будет просто придумать, как существующую уже проблему для существующей целевой аудитории решить каким-то новым способом, с помощью новой технологии, которая им достанется. У нас на всех карточках есть еще и особая фишка — так называемый «кот в мешке» — когда участники тренинга сами могут что-то придумать.
Ребята из IT знают технологии, но, например, не знают, как подойти к формированию бизнес-модели, они — не экономисты. Но программа тренинга выстроена таким образом, что она в принципе подойдет любому студенту, потому что есть какие-то аспекты, с которыми он не знаком.
После начального этапа тренинга — «Вертушка» участники сформировали 9 команд, которые в конце дня представили проекты на защиту. По результатам голосования победителем стал проект ДНД — отработка навыков поведения при пожаре с помощью VR-технологий.
Надо сказать, что проекты, представленные участниками, далеко не всегда касались непосредственно IT-сферы — так распорядился случай при выборе карточек с заданиями. Самый фантазийный из них — выращивание прямоугольных деревьев, чтобы снизить отходы обработки. Обсуждение этого проекта вызвало немало эмоций у участников и пришедшего получить обратную связь от студентов о тренинге И.О.Архипова.
Студенты сообщили декану, что тренинг им показался слишком длинным, а понравились — интерактивность, классные спикеры, подача материала.
В свою очередь Игорь Олегович так подвел итоги тренинга:
— У вас сейчас была полная свобода, любой полет фантазии, вы ничем не были ограничены. Хотим квадратное дерево — да хоть треугольное, хоть какое сделаем. Без коры — без вопросов. Будет расти как бамбук, да хоть вверх ногами. Лишь бы продать. В следующем году вы будете ограничены — должны будете сделать прототип. У вас будет семестровая практика, во время которой вы должны будете от идеи дойти до прототипа. Через все этапы жизненного цикла пройти прямо от задумки пользователя (заказчика) до прототипа и защитить его. Поэтому у вас целый год на подготовку. Свой полет фантазии за этот год вы должны прокачать, опираясь на технологии, которые в следующем году вы примените на практике.
Молодцы, что пришли, защитили проекты, попрактиковались в этом. Все это важный навык — самопрезентация. Многим он тяжело дается, но он развивается. И подобные мероприятия, которые мы для вас организуем, как раз позволят вам эти навыки развить и усилить. Молодцы. Тренерам — большое спасибо!
После вручения всех призов и сувениров участникам Александра Александровна тоже дала оценку мероприятия:
— На мой взгляд, аудитория была очень вовлеченной, т.е. ребята внимательно слушали — это нечасто бывает, была тишина, когда я какие-то моменты рассказывала про инструменты, которыми должны воспользоваться, про то, как заполнять предназначенные формы для выступления.
Остались до конца все 9 команд Проект, который начали разрабатывать, довели до конца.
Считаю, что проект «ДНД» победил потому, что проект социально значимый. Предложили решение, как работать с учащимися школ по отработке навыков поведения в экстремальных ситуациях. Ребята понимают, насколько для них самих важно в это погрузиться. Они очень хорошо выступали и хорошо презентовали себя и отвечали на вопросы. Победители очень достойно выглядели.
Если оценивать представленные проекты в целом, нельзя сказать, что ребята предлагали свои ранее разработанные идеи. Но то, что предлагали для второкурсников, в большинстве — очень достойно.