WorldSkills ИжГТУ: полетная зона

Беспилотники, БПЛА, дроны, коптеры... Аппараты, летающие без участия человеческого оператора по заранее запрограммированной или автономной схеме, кажется, давно никого не удивляют. И все-таки, это, наверное, самое зрелищная площадка вузовского чемпионата WorldSkills. В этом легко убедиться: достаточно зайти в ДС «Интеграл», подняться на второй этаж и буквально несколько минут понаблюдать за ходом соревнований компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».

И разноцветные «умные птички», летающие «сами собой», и конструкции «пилотной зоны» под звездами-светильниками «Интеграла», и сосредоточенные участники в белых халатах, которые переживают так, будто работают операторами беспилотников на Марсе, и рабочие столы конкурсантов, где можно собрать квадрокоптер «с нуля»: тут и профессиональные паяльные станции, светильники, коробки с инструментами — полный комплект, необходимый для сборки квадрокоптера , зарядное устройство для зарядки пульта управления, ноутбуки и т. д. — все это впечатляет.

Беспилотники до сих пор считаются новым направлением техники, а, между тем, оно не столько новое, сколько — безусловно необходимое. С развитием технологий, беспилотники, которые прежде использовались только в военных целях, приобрели самое широкое «гражданское» предназначение — мониторинг, сбор данных, наблюдение за урожаем, лесными пожарами, погодой, аэрофотосъемка и многое другое. При этом аппараты различных модификаций и назначения — есть, а специалистов, умеющих с ними работать, чрезвычайно не хватает.

О перспективах этой профессии, об участниках площадки и ходе соревнований рассказывает главный эксперт компетенции, преподаватель «Кванториума» Андрей Степанович Панько:

-На всю Россию эта специальность есть всего в трех заведениях СПО, но, зато, очень много желающих учиться этому делу, в том числе, и у нас в Ижевске. При этом фактически имеет базу для такой подготовки только «Кванториум», где эти желающие и учатся. На нашей площадке чемпионата и происходит сейчас оценка уровня этого малого количества энтузиастов, — по другому даже пока трудно их назвать. Кроме того, у нас на площадке соревнуются юниоры (они в зеленых футболках, а старшие — в красных), которые проходят по тем же модулям, что и конкурсанты-студенты, только с меньшим «таймингом». В апреле лучший из них пойдет на отборочные соревнования, но, мы считаем, и главный менеджер компетенции с нами согласен, что такая «тренировка» для юниоров полезна.

Сама эта специальность довольно многогранная: в техописании вообще 11 модулей, уровень наших заданий достаточно сложный, в том числе, — пожалуй, самый трудный модуль, который у нас был, — автономный полет. Участники программируют полет, на коптере стоит микрокомпьютер, камера распознавания компьютерного зрения, на основе этого бортовой компьютер должен вывести траекторию полета в соответствии с заданием, — это полет абсолютно автономный, «без рук», без участия человека. Этот модуль, кстати, придумали в России, и он остается достаточно сложным даже для более подготовленных участников. Китайцы, например, в международных соревнованиях попросили этот модуль облегчить.

Если обобщать, то максимальных результатов мы на площадке нашей компетенции не получили. Для достижения серьезных результатов необходима интенсивная подготовка между чемпионатами. Да, мы видим общий уровень подготовки студентов — знание моделирования, умение работать с 3D-принтерами и т. д. База есть, и мне это прекрасно видно, как работавшему с юниорами: студенты на голову их выше. Но специальная полетная подготовка и рост в этой области по сравнению с прошлым годом чувствуется у одного- двух участников, и это — их личная инициатива и заслуга.

Конечно, это означает, что наше дело «небезнадежное», и я прекрасно знаю, что по беспилотникам у вуза нет специальности подготовки, и знаю, что университет давно добивается лицензии на такую подготовку ..., но я уже это говорил и снова должен сказать: коллеги, мы можем опоздать навсегда!

Напомню, что специалист по беспилотникам входит в известный список 50 перспективных профессий, так называемых «профессий будущего», находится в этом списке на 12 месте, при этом — существует крайний дефицит таких специалистов. Добавлю, что это — специалист довольно широкой квалификации: профессионалов пока мало и он должен уметь многое, фактически должен быть универсалом. Это не тот, кто умеет держать джойстик управления, а тот, кто должен уметь собрать и модернизировать коптер (собрать из «четверки»- «восьмерку»), суметь настроить аппарат, эксплуатировать и вносить текущие настройки, разумеется, уметь дефектовать и ремонтировать, поддерживать работоспособность БПЛА, должен уметь сделать полезную нагрузку — так называемые подвесы (захват, крепление видеокамеры и т. д.), поставить их, настроить и уметь с этим работать, должен работать с GPS-привязкой, а, кроме всего прочего, — регистрировать, выписывать разрешение на полеты и тому подобное, — и в модулях наших, кстати, есть такое задание.

Перспективы у этой специализации — фантастические. Достаточно сказать, что это не только летательные аппараты, что вся современная армия переходит на автоматические, автономные системы, те же коптеры активно использует МЧС и транспортники, нефтяники и экологи, наконец, у нас в Ижевске на предприятиях выпускаются беспилотники. Вывод: нам просто необходима эта специальность.

Эксперты-компатриоты о компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»: http://wsr2019.istu.ru/novosti/145-nebo-zovet

Дата: 28.03.2019
Полезная информация