Вузовский Чемпионат WorldSkills: интервью с главным экспертом компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»

Компетенция «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» всегда одна из наиболее зрелищных на Чемпионате: время от времени (строго по расписанию, разумеется), там летают, падают и снова поднимаются «в небо» самые настоящие беспилотники.

О некоторых деталях соревнований рассказал Главный эксперт компетенции преподаватель Детского технопарка «Кванториум» Антон Владимирович Сычев.

— Антон Владимирович, расскажите немного о заданиях, которые должны выполнить участники конкурса.

— Задания традиционные: 3D-моделирование и изготовление конструктивного элемента и несколько видов полета — автономный, захват и перемещение груза, полет в специальных очках-шлеме. Но по сравнению с прошлым годом каждый модуль стал несколько сложнее.

В рамках модуля «Моделирование» участники должны разработать и изготовить устройство захвата груза. Сложность в том, что первоначально не задано, какой будет груз по форме (треугольный, круглый...), весу (тяжелый или легкий), материалу (пластиковый, стальной). Если заранее не продумать, что груз может быть разным, то продемонстрировать работу изготовленного устройства они в полном объеме не смогут: один груз перенесут, другой — нет.

При автономном полете аппарат должен не только пролететь по маршруту, но и продемонстрировать распознавание цвета, обозначение этого цвета. Вообще, автономный полет — это самое сложное упражнение. Коптер летает полностью автономно по специальным меткам на поле в соответствии с загруженной в него программой. Во время полета управление аппаратом не выполняется, пульт можно использовать только для аварийной посадки.

— Кто участвует в конкурсе?

— У нас пять участников и столько же экспертов. Причем большинство экспертов — участники предыдущего чемпионата. Это все увлеченные ребята: сегодня они конкурсанты, в следующий раз — эксперты. Такой вот клуб по интересам. И это хорошо. Те, кто в конкурсе — выполняют задания, демонстрируют определенные умения и навыки. А эксперты смотрят на это с другой стороны и т.к. не могут оценивать «своего» участника, ищут ошибки у других. Это тоже определенные навыки, которые потом помогут не делать ошибок самому. Побеседовал с ребятами, большинство из них говорят, что участником быть интереснее. А вот лично мне, например, больше нравится быть в роли эксперта, что-то делать в сжатые сроки мне не интересно.

— В этом году вся подготовка была не совсем стандартной?

— И да, и нет. Во-первых, все не новички — раньше участвовали в соревнованиях. Во-вторых, некоторые приходили в Кванториум позаниматься. Наконец, задания-то в целом известны, почему не поработать над навыками самостоятельно? Техника и возможности в вузе есть, было бы желание. По моим наблюдениям, большинство участников уже вполне уверенно могут управлять полетом беспилотника.

— Несколько слов о самих беспилотниках, которые используются на соревнованиях в этом году.

— На соревнованиях традиционно используются БПЛА серии «Клевер», которые регулярно модернизируется разработчиком. Мы начинали с полностью деревянного «Клевер-2», затем был «Клевер-3» из монолитного поликарбоната и текстолита, сейчас используем «Клевер-4», у которого карбоновая рама, защищенная поликарбонатом. Аппарат очень надежный, мало вибрирует (особенно по сравнению с «Клевер-3»).

Модульность конструкции дает шанс поменять деталь и продолжить полет или настроить его на определенное задание: захотели автономный полет — поставили одно оборудование, полет в очках-шлеме — другое.

— Вы подготовили победителя Всероссийского чемпионата среди юниоров. Поделитесь секретом успеха.

— Основной секрет — личная заинтересованность участника. С этим школьником было очень просто работать, его не надо было заставлять, он сам старался делать даже больше, чем ему задавали. Сейчас ему 16 лет, он уже «прошелся» по всем квантам Кванториума, умеет работать со всем оборудованием, поэтому у него хорошая база знаний. Не знаю, как успевает еще и в школе учиться.

— Среди Ваших воспитанников, прошедших Кванториум, есть студенты ИжГТУ?

— Уже есть. В университете в этом году открыли направление БПЛА по системе СПО, туда на первый курс поступили несколько моих воспитанников Кванториума направления АЭРО.

— Это вселяет надежду, что наше сотрудничество будет продолжаться. Спасибо за интервью.

После беседы мы вышли на конкурсную площадку, где участники начинали выполнять автономный полет. Мне посчастливилось наблюдать «идеальный» полет, который продемонстрировал один из конкурсантов: его беспилотник прошел всю трассу, мигал красными огоньками над красной меткой и зелеными — над зеленой. Пульт управления участнику не понадобился — квадрокоптер в конце полета совершил мягкую посадку в заданной точке. Такое выполнение этого сложного упражнения мне раньше видеть не приходилось. Так что прогресс по сравнению с предыдущими чемпионатами смогла оценить лично.

Материал подготовила Елена Шевякова

Дата: 06.10.2020
Полезная информация