При дистанционном обучении аналогом лабораторного занятия является виртуальная лабораторная работа. Существуют различные виды виртуальных лабораторных работ, самые продвинутые — компьютерные программы, позволяющие выполнять эксперименты и получать результаты без непосредственного использования реальных лабораторных установок и приборов. Также под виртуальными лабораторными работами подразумевают работы, которые проводятся удаленно или на дому при помощи специальных лабораторных комплектов.
На кафедре «Химия и химическая технология» был сделан первый шаг в этом направлении — разработана и проведена виртуальная лабораторная работа. О ней рассказывает Михаил Андреевич Плетнев, д-р хим. наук, заведующий кафедрой, один из авторов проекта:
— Я веду курс по коррозии трубопроводов у студентов-заочников машиностроительного факультета и курс «Химия и микробиология воды» — у студентов-заочников Института энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Одна из важнейших тем — определение кислотности среды (рН), которой и посвящена первая лабораторная работа. С учетом эпидемиологической обстановки согласно приказу ректора все занятия с заочниками рекомендовано проводить в дистанционном режиме, в том числе и лабораторные работы. Вместе с М.А. Тарасовой (директор Института образовательных технологий) и сотрудниками Управления информатизации мы разработали виртуальный формат выполнения лабораторных работ.
Готовились несколько дней, проследили всю цепочку событий, которые должны быть реализованы и в последний день сентября воплотили в жизнь свой план. Студенты подключились по ZOOM (предварительно в электронном виде они получили методичку по предстоящей лабораторной). Непосредственно в лаборатории мы подготовили несколько растворов с различными значениями рН и прибор для определения величины потенциала стеклянного электрода. Сам эксперимент проводила сотрудница нашей кафедры. Все транслировалось студентам. Полученные данные (рН и потенциал стеклянного электрода) в соответствии с ходом выполнения работы студенты фиксировали и строили график зависимости потенциала от рН (калибровочный график). Затем при помощи этого графика по измеренной величине потенциала стеклянного электрода они определили рН контрольного раствора. Сейчас, когда все позади, можно «открыть тайну» и сказать, что контрольный раствор — это обычная водопроводная вода, знать ее рН, думаю, всем интересно.
Так как студенты были подключены в процессе работы к нашей реальной лаборатории по видеосвязи, они смогли задать вопросы, получить наши комментарии. Но самое главное — они увидели сам ход эксперимента и фактически стали его участниками. Ими было экспериментально подтверждено, что теоретическая линейная зависимость потенциала стеклянного электрода от рН реализуется в эксперименте! Электронный отчет стал итоговым документом о проделанной лабораторной работе.
Это первый опыт проведения виртуальной лабораторной работы в нашем университете. Учебным планом для наших студентов-первопроходцев в этом семестре предусмотрена еще одна лабораторная работа, сейчас мы думаем, как ее тоже провести в дистанционном формате. Знаю, что студенты ее уже ждут.
Материал подготовила Елена Шевякова