VI Всероссийская зимняя школа педагогического мастерства «Цифровизация высшего образования и языкового обучения в постковидную эпоху: тренды, требования и технологии»

Ежегодно, продолжая добрые образовательные традиции, сложившиеся на кафедре «Английский язык» университета более полувека назад, в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Научно-образовательным центром «Инновационные технологии в языковом профессиональном образовании» проводится Зимняя школа педагогического мастерства.

В этом году с 25 января по 27 февраля своих слушателей собрала VI Всероссийская зимняя школа педагогического мастерства «Цифровизация высшего образования и языкового обучения в постковидную эпоху: тренды, требования и технологии» (с международным участием) в онлайн-формате.

Зимняя школа объединила учителей и преподавателей иностранных языков, преподавателей-предметников, обучающих иностранных студентов, магистрантов и аспирантов, научно-педагогических работников, представителей общеобразовательных учреждений из разных уголков России (от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока и Якутска) и зарубежных стран (Армении, Узбекистана, Бразилии, Индии, Гондураса и Мексики). Всего получено более 200 заявок на участие в мероприятиях Зимней школы.

Цель школы — создание площадки между организациями, экспертами и профессионалами-практиками для обмена опытом, научными и методическими достижениями в области научно-профессионального сотрудничества Удмуртии, других регионов РФ и зарубежных стран по вопросам развития цифровой дидактики, лингводидактики и иноязычного образования как неотъемлемого компонента профессионального образования в условиях новых реалий.

Основные направления работы Зимней школы:

  • проблемы и возможности цифровизации образования и языкового обучения;
  • новые подходы, концепции и технологии, обеспечивающие эффективность преподавания иностранного языка в русле реализации новых ФГОС и в контексте интернационализации образования;
  • актуальные компетенции преподавателя высшей школы в условиях цифровой трансформации образования;
  • взаимоотношения педагога и обучающегося в условиях цифровых реалий;
  • когнитивные и психологические аспекты преподавания образовательных дисциплин.

Программа Зимней школы представляет собой образовательный интенсив с разноформатными мероприятиями, ориентированными на различные потребности слушателей. Это арена встреч с новыми интересными людьми, знакомство с новыми идеями и решениями.

Открытие зимней школы и пленарное заседание

Начало работы Зимней школы пришлось на 25 января, Татьянин день, День российского студенчества, создав тем самым особый академический настрой и торжественность мероприятия.

С приветственным словом обратилась к участникам Зимней школы О.И. Варфоломеева, проректор по учебной работе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, отметив приверженность Зимней школы педагогического мастерства, имеющей давнюю историю, образовательным традициям, сложившимся в университете. Ольга Ивановна подчеркнула актуальность проводимого мероприятия в свете цифровой трансформации вузов, в условиях меняющихся ФГОС, а также важность обсуждения извечного вопроса о взаимоотношениях обучающихся и педагогов. Пожелала всем присутствующим успешной работы, приобретения новых знаний и полезного опыта.

На пленарном заседании выступили ключевые спикеры — М.А. Тарасова, канд. тех. наук, доцент, директор Института образовательных технологий и А.В. Рябчиков, канд. тех. наук, доцент, директор Института международных образовательных программ ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. Доклады — презентации спикеров «Цифровая трансформация университета в постковидном VUCA-мире» и «Интернационализация образования в условиях новых вызовов» вызвали большой интерес у слушателей, о чем свидетельствует живое обсуждение актуальных вопросов после их выступлений.

Панельная дискуссия

Программу образовательного интенсива продолжила панельная дискуссия «Возможности университета в организации образовательного процесса в гибридном формате в постковидную эпоху» с участием экспертов из ведущих российских вузов:

  • Слесаренко Инга Валерьевна, зам. проректора по образовательной деятельности (2021 г.), канд. пед. наук, доцент Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования», Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
  • Никуленко Анастасия Александровна, директор Центра изучения иностранных языков, Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  • Воног Вита Витальевна, кандидат культурологии, зав. кафедрой иностранных языков для инженерных направлений, Институт филологии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет;
  • Попова Татьяна Валентиновна, канд.пед.наук., зав. кафедрой иностранных языков, Пермский аграрно-технологический университет.

Панельная дискуссия прошла в доброжелательной атмосфере, в ключе профессионального диалога и обмена опытом под руководством модератора Е.И. Архиповой, заведующего кафедрой «Английский язык», руководителя НОЦ «Инновационные технологии в языковом профессиональном образовании». Обсуждались вопросы оптимального дидактического баланса между онлайн- и офлайн-образованием; ресурсы, необходимые университету (кадры, продукты) для обеспечения онлайн, смешанного и гибридного обучения; компетенции и навыки, которыми должен обладать современный педагог для работы в виртуальной образовательной среде и ряд других актуальных аспектов.

Первый день работы ЗШ завершил нетворкинг-форум «Effective post-covid EFL digital training: skills, tools and techniques» (на английском языке). В роли модератора выступил А.А. Гареев, канд. пед. наук, доцент кафедры «Английский язык» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова.

В обсуждении актуальных вопросов Форума участвовали коллеги из российских вузов и зарубежные коллеги из Международной ассоциации преподавателей иностранных языков INLCP (International Network for Language Centers and Programmes). Программа форума представлена на сайте.

Мастер-классы и семинары-тренинги

«Факел знаний», зажженный в Татьянин день, был передан спикерам мастер-классов, мастерских и семинаров-тренингов 26 и 27 января.

Большой интерес вызвал мастер-класс «Организационные и учебно-методические возможности смешанного и гибридного обучения», проведенный И. В. Слесаренко, зам. проректора по образовательной деятельности (2021 г.), канд. пед. наук, доцентом Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования», Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Когнитивные и психологические аспекты преподавания образовательных дисциплин были представлены на мастер-классах: «Майнд-фитнес в практике преподавания иностранного языка» от И.С. Акатьевой, канд. филол. наук, доцента, заведующей кафедрой иностранных языков Удмуртского аграрного университета (2017-2022 гг.), основателя студии майнд-фитнеса в г. Ижевске; «Профессиональное благополучие или как стать счастливым педагогом (на примере преподавания иностранных языков)?» Н.Д. Степановой, региональным представителем компании «Релод» (г. Москва); на семинаре-тренинге «Как педагогу оставаться в ресурсе?» от А.А. Овчинникова, педагога-психолога, руководителя психологической службы ИжГТУ имени М.Т. Калашникова (2018-2022 гг.); а также преподавателями ИжГТУ имени М.Т. Калашникова:

Н.В. Шишлиной, канд.пед.наук., доцентом кафедры «Программное обеспечение» («Использование элементов геймификации в качестве активного мотивационного фактора учебной проектной деятельности») и А.Н. Соловьевой, канд. тех. наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления» («Специфика педагогического общения с иностранными студентами на английском языке при обучении техническим дисциплинам в электронной среде»).

Дидактические аспекты смешанного обучения рассматривались на мастерских, проведенных преподавателями кафедры «Английский язык» ИжГТУ: канд. филол. наук Е.А. Мензаировой («Международные практики смешанного обучения иностранному языку. Технология развития критического мышления в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе»), старшими преподавателями М.Ю. Малышевой («Цифровые образовательные инструменты для формирования иноязычной коммуникативной компетенции с учетом поливариантности английского языка») и Д.А. Волковой («Формирование навыков устного и письменного перевода у студентов вузов. Переводческая разминка»).

Особое внимание привлекла тандем-мастерская «Task-based learning. Using mobile quests in the EFL classroom» (на английском языке), посвященная методу коммуникативных заданий и представленная в необычном формате профессионального диалога двух экспертов-cпикеров: Аль Аккад Айман, к.т.н, доцентом кафедры «Программное обеспечение» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова и К.Д. Сомовой, старшего преподавателем кафедры «Английский язык» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова.

По словам участников Зимней школы, проведенные мероприятия отличаются высоким уровнем организации, качественной технической поддержкой, «живой атмосферой онлайн-встреч», актуальностью обсуждаемых вопросов, отмечен высокий профессионализм спикеров и работы модераторов.

Зимняя школа в 2023 году позволила учителям и преподавателям поделиться своим опытом, взглянуть под другим углом на свою профессиональную деятельность и зарядиться позитивной энергией для дальнейшей работы.

С отзывами участников VI Всероссийской Зимней школы педагогического мастерства можно ознакомиться в группе ВКонтакте.

Оргкомитет Зимней школы выражает большую благодарность всем участникам за плодотворную работу, желает всем крепкого здоровья и дальнейших профессиональных успехов!

Программа обучения

Группа НОЦ «ВКонтакте»

Контактная информация: тел. 77-39-40, e-mail: english.istu8@yandex.ru

 

С уважением, Оргкомитет Зимней школы

Дата: 29.03.2023
Полезная информация