В ИжГТУ имени М.Т. Калашникова впервые состоялась защита выпускных квалификационных работ слабослышащих и глухих студентов. Десять человек стали бакалаврами по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (профиль «Технология машиностроения»). Это первый выпуск специалистов подобного профиля в Удмуртии и в целом в России — лишь несколько вузов с высшим инклюзивным образованием.
Проект стартовал в 2015-2016 учебном году по инициативе Удмуртского республиканского отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», ОАО «Концерн «Калашников» и нашего университета.
Обучением слабослышащих студентов занимались преподаватели ИжГТУ, в программе были общеобразовательные и специальные дисциплины. Специальным обучали преподаватели кафедры «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» под руководством завкафедрой Юрия Владимировича Пузанова.
В процессе обучения преподаватели учитывали психофизиологические и индивидуально-личностные особенности студентов, степень слухового восприятия, нарушение внятности произношения, трудности в понимании научного материала. В ходе учебы у этих студентов были учебные практики на «Концерне «Калашников», в инжиниринговом центре «Специальные технологии формирования поверхности с заданными свойствами», Институте «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии». На всех занятиях и практиках со студентами работали квалифицированные сурдопереводчики, чья компетенция позволяла донести учащимся суть сложных технических дисциплин. Защиту также сопровождали сурдопереводчики.
Состав комиссии ГЭК: главный инженер ООО «Завод микроэлектронный технологий» (г. Ижевск) Н.Н. Семакин, заместитель главного технолога по механообрабатывающему производству АО «ИЭМЗ «Купол» А.Г. Калинин, главный технолог, начальник отдела 148 АО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» И.С. Петрович, канд. техн. наук, доцент, завкафедрой «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» Ю. В. Пузанов, д-р техн. наук, профессор кафедры «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» Е.С. Трубачев, д-р техн. наук, профессор «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» Н. С. Сивцев.
Канд. техн. наук, доцент, завкафедрой «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» Юрий Владимирович Пузанов:
— На площадях нашей кафедры представлены все виды механической обработки металлов в промышленных масштабах, начиная со слесарных и заканчивая сложными операциями, такими как резбошлифование, зубообработка, зубофрезирование. Поэтому наши студенты достаточно практиковались здесь, на кафедре, и также все они прошли практику на ОАО «Концерн «Калашников», непосредственно окунувшись в настоящее производство. За последние годы обучения студенты овладели информацией по проектированию своих работ, и вместе со своими руководителями вышли на защиту проектов.
В этом выпуске я бы выделил работу К.Э. Кулемина «Конструкторско-технологическая подготовка производства спироидного редуктора с разработкой технологического процесса изготовления детали «Корпус» (руководитель ВКР — канд. техн. наук, доцент кафедры «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» А.Ф. Мкртчан), как наиболее полную и отвечающую актуальной производственной тематике.
Надо сказать, все защищавшиеся студенты освоили дисциплины по профилю на хорошем уровне. Комиссия поставила оценки «отлично» и «хорошо». Эти студенты изучают тот же объем, что и обычные студенты. Правда, учились они на один год больше, чем обычные бакалавры: иначе за четыре года мы бы не успели их профессионально подготовить. Конечно, с ними тяжелее работать. Огромная заслуга сурдопереводчиков, которые постоянно с ними работали и очно, и дистанционно. Всю весну велась дистанционная работа в связи с коронавирусом, где тоже без сурдопереводчиков мы не обошлись.
Это выпуск особенный, первый. Я помню, как мы ходили агитировать этих ребят и их родителей в ижевскую школу-интернат, чтобы они поступали к нам в ИжГТУ. Родители сначала сомневались, но потом, когда появился целевой запрос от ОАО «Концерн «Калашников» на этих студентов — мы легко набрали группу. Хочется пожелать ребятам хорошего профессионального пути. Уверен, что они найдут свое место в Концерне.
Д-р техн. наук, профессор кафедры «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств», член комиссии ГЭК, заместитель директора научного подразделения «Институт механики» ИжГТУ Евгений Семенович Трубачев:
— Выпуск слабослышащих был для нас первым, и, уже поэтому, был сложным и для студентов, и для преподавателей-руководителей работ, и для аттестационной комиссии. Однако, мы можем сказать, что в целом защитой мы удовлетворены, работа преподавателей и в целом вуза принесла свои плоды. Прогресс ребят от, условно говоря, «школьного состояния», к выпуску из вуза очевиден, мы очень надеемся, что они найдут себя в профессии. Стоит в особенности поблагодарить организаторов процесса инклюзивного образования — доц. Е. И. Попову и А. В. Кабакову.
Директор Центра инклюзивного образования ИжГТУ, канд. техн. наук, доцент кафедры «Конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств» Анна Валерьевна Кабакова:
— Защита уникальна. Ребята долго готовились к ней. Дипломные проекты читали и сурдопереводчики. Надо сказать, что в настоящее время нет универсально-технического языка сурдоперевода. Поэтому на защите были такие случаи, когда сурдопереводчик не мог быстро подобрать правильное слово, чтобы перевести ответ студента комиссии. Тогда на помощь приходили чертежи и умение преподавателей читать по губам.
Эта сложность возникала на протяжении всего учебного процесса, но со временем и опытом работы каждый преподаватель старался перестраиваться и понимать этих необычных студентов. Со слабослышащими ребятами несколько легче, они что-то могут воспринять напрямую, а глухим — приходится все узнавать через сурдопереводчика — страдает канал связи, отсюда и восприятие страдает. За годы работы с ними мы поняли, что у этих ребят восприятие информации, запоминание информации слабое. Некоторые творческие задачи им даются сложно. Однако, если работа касается выполнения четкого алгоритма, то здесь они успешно справляются. С опытом они смогут все понимать. Защитившиеся бакалавры могут успешно работать технологами, конструкторами, операторами станков с ЧПУ. Могут дальше продолжить обучение в магистратуре.