6 декабря в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова состоялось Совещание по вопросам взаимодействия «Школа — вуз — предприятие».
Участниками этого мероприятия — директора средних школ городов и районов республики, представители кадровых служб предприятий республики и руководство, преподаватели и специалисты технического университета.
В составе Президиума Совещания: ректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова В.П. Грахов, исполнительный директор промышленно-экономической Ассоциации Удмуртии «Развитие» Анатолий Александрович Федюкин, начальник управления образования Администрации г. Ижевска Светлана Геннадьевна Петрова, первый проректор — А.В. Губерт.
Открыл совещание ректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова профессор В.П. Грахов, который выступил с докладом, посвященным реализации системы «Школа-вуз-предприятие» на примере ИжГТУ. Валерий Павлович озвучил направления подготовки ИжГТУ, количество поступивших в этом году на бюджетную форму обучения и по целевому заказу, рассказал про вузовские Чемпионаты Ворлдскиллс, различные варианты проведения профориентации для школьников, многопрофильную инженерную олимпиаду школьников «Звезда, о работе «Школьного университета», пилотном проекте вуза — «Центр инклюзивного образования ИжГТУ» и т. д.
Особое внимание ректор ИжГТУ уделил тесному взаимодействию со школами республики: на сегодняшний день курсы на базе Приборостроительного факультета посещают 224 школьника, а курсы в «Центре подготовки программистов» посещают 239 школьников. В пяти школах Ижевска созданы специализированные естественнонаучные классы ИжГТУ — № 32, 49, 52, 80 и 89.
В заключение, В.П. Грахов отметил, что «...усилия школ, вузов и предприятий имеют ясную общую цель — воспитать профессионально-компетентных, мобильных и ответственных молодых людей, востребованных и успешных, заинтересованных в созидании. В наших силах сделать конкретные шаги, чтобы наша молодежь была таковой, — к нашему всеобщему благополучию и процветанию. Необходимое условие для этого — наше реальное партнерство и взаимодействие. Надеюсь, это совещание, широкий обмен опытом и мнениями, непосредственное общение коллег послужат нашему взаимопониманию и плодотворному сотрудничеству».
Перед коллегами также выступили исполнительный директор промышленно-экономической Ассоциации Удмуртии «Развитие» А. А. Федюкин, начальник управления образования Администрации г. Ижевска С. Г. Петрова, директора школ республики и руководители учреждений дополнительного образования.
В выступлениях, в частности, прозвучали предложения организовать тесную коммуникацию с университетом, расширить перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме в университет, изучить опыт АО «ИЭМЗ — «Купол» по созданию классов сквозной подготовки «Школа-вуз-предприятие», привлекать студентов старших курсов в качестве экспертов на школьные мероприятия, сделать республиканское совещание руководителей учреждений образования и представителей предприятий в ИжГТУ им. М. Т. Калашникова — ежегодным.
По просьбе Пресс-службы ИжГТУ, участники Совещания прокомментировали возможности и перспективы развития системы «Школа — вуз — предприятие» в республике:
Берестова Ольга Николаевна, директор Кильмезской средней общеобразовательной школы Сюмсинского района:
— Насколько я знаю, это второе совещание директоров средних школ в Ижевске, в ИжГТУ, но я здесь впервые, — как только начинающий (недавно назначенный), совсем «зеленый» директор. И, в этом смысле, мы сюда приехали посмотреть, что предлагается на этом уровне, на этом направлении — взаимодействия вузов и школ, обменяться опытом с коллегами. Наши дети стремятся поступать в вузы, заинтересованы в том, чтобы учиться, в частности, в ИжГТУ, но именно наше, непосредственное взаимодействие пока сводится к уровню посещений и экскурсий, а также, — участия наших ребят в вузовской Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда». Это хорошо, но нам важно и интересно узнать, какие еще современные форматы сотрудничества может предложить или уже предлагает вуз.
Особенность нашей школы в том, что наш Кильмезский район — довольно отдаленный от столицы. Одно дело — взаимодействие дистанционное, виртуальное — через интернет, на сайтах и прочее, и совсем иной эффект профориентационной работы возникает при живом общении. Тем более это важно при общении школьников с профессионалами- преподавателями и профессурой вуза, — ведь это нашим деревенским ребятам практически недоступно.
Конечно, мы по своей инициативе и организованно стараемся вывозить их на экскурсии профориентационного характера, чаще всего выпускников, один-два раза в год, нас хорошо принимают — и это очень импонирует. Конечно, наши школьники ездят на Дни открытых дверей с родителями. Но было бы замечательно, если бы и «в нашу сторону» были организованы какие-то выездные вузовские мероприятия. Можно возразить, что это не совсем перспективно: это далеко, школа- 350 учащихся (мы по численности вторые среди сельских школ в районе, а их всего три). Тем не менее, можно было бы продумать, как и собрать всех выпускников школ на такое мероприятие, а кроме того, у ИжГТУ есть отделение СПО и к этому числу можно было бы прибавить аудиторию 8-ми и 9-классников.
У нас есть определенная профориентационная система: есть школьный предмет «Выбор профессии» на уровне 9-го класса, классное руководство предусматривает такую работу, курирует это направление завуч по воспитательной работе, но, например, нет возможности создания профильных классов, как в городских школах. В эту систему мы хотели бы включить реальное и тесное взаимодействие с вузами.
Орлов Александр Сергеевич, директор одной из старейших школ Ижевска, «Лингвистического лицея № 22 им. А. С. Пушкина»:
— Сейчас мы как раз находимся на стадии заключения договора о сотрудничестве с ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, обсуждаем возможные и взаимовыгодные форматы взаимодействия, в силу потребностей лингвистического лицея с изучением немецкого языка, — практически нам сейчас предстоит отрегулировать уже технические вопросы.
У нас в лицее есть направления деятельности, которые включают в себя и углубленное изучение немецкого языка, и технических наук. Среди студентов университета сейчас есть наши выпускники, они вполне успешны, и потенциально у нас есть ваши абитуриенты, будущие студенты. Мы на сегодняшний день — единственный лицей в Ижевске и в республике, где изучают немецкий язык углубленно, контакты с Германией в промышленной и научно-технической сфере развиваются, и соответственно, мы видим перспективными контакты с ИжГТУ. У нас в школе существуют курсы «технический немецкий», очень сильная кафедра немецкого языка, причем, занятия ведутся рамках образовательной программы и бесплатно, и, безусловно, мы должны выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшим техническим вузом республики.
Галина Николаевна Берестова, заместитель директора по УВР хореографического лицея № 95:
— На данный момент у нас нет совместных проектов с ИжГТУ, но на их появление появился большой спрос. Большая часть наших выпускников поступает именно в ИжГТУ на инженерные, экономические и IT-специальности. И поэтому мы намерены выстроить тесное сотрудничество с вузом. Данное совещание — это отличная возможность общения с коллегами и решение актуальных проблем сообща! Надеюсь, что такие встречи будут традиционными!
Анжелика Семеновна Михеева, заместитель директора по НМР средней общеобразовательной школы № 19 имени Василия Григорьевича Остроумова:
— В нашей школе второй год функционируют инженерные классы от АО «ИРЗ». Данное сотрудничество проходит успешно, и сейчас мы намерены выстраивать тесное взаимодействие с ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, потому что наши школьники интересуются техническими специальностями, а ваш вуз славится сильной предметной базой по техническим специальностям. Мне, как педагогу с большим стажем, на данном совещании хочется обсудить с коллегами вопросы практической работы: помощь школьнику в выборе профессии, а выпускнику вуза — в дальнейшем трудоустройстве. Думаю, что вместе мы можем решить все проблемы.
Евгений Аркадьевич Шляпкин, директор средней общеобразовательной школы № 68:
— Мы, безусловно, принимаем все вузовские профориентационные выходы к нам, но специализированных классов и программ пока не имеем. Возможно, что за этим будущее. И такие совещания, на которых руководство вузов слышат школы, а школы слышат потребности вузов, бесспорно, интересны и важны для всех участников. Хорошо, что в последнее время такое взаимодействие усилилось. Наши школьники регулярно участвуют в вузовских олимпиадах ИжГТУ и УдГУ, поэтому подобное взаимодействие будет развиваться.
Ольга Вячеславовна Шахова, директор Военно-патриотического центра «Школа юных лётчиков»:
— Сегодня тема профильности классов в школах очень актуальна, поэтому наше сетевое взаимодействие: «Школа-вуз» имеет полное право на сотрудничество, написание новых планов и роста перспектив. На данном совещании точки роста будут обозначены. Думаю, каждый из нас сегодня для себя определит то, что можно будет использовать в своей работе.
Фердинант Фоатович Губайдуллин, директор средней общеобразовательной школы № 84 с углубленным изучением отдельных предметов:
— Как известно, с 2017-го года в Ижевске реализуется проект сетевая старшая школа «Академпарк». В этом проекте участвует и наша 84-я школа. Старшеклассники приходят на практические занятия на кафедры ИжГТУ: «Мехатронные системы», «Физика и оптотехника», «Химия и химические технологии» и «Экономика и финансы». К этому проекту присоединились еще десятиклассники гуманитарного лицея, кадетской школы, 84-й, 52-й, 64-й, 69-й школ. То есть, в каждой из этих школ есть профильные классы информационно-технологического направления, которые совместно со студентами занимаются практикой в лабораториях ИжГТУ. Надо сказать, это- прекрасная возможность получить знания и умения, необходимые для дальнейшего обучения в вузе. В прошлом учебном году наши ребята уже участвовали и в вузовской научно-практической конференции, где победители и призеры получили сертификаты, которые дают им дополнительные баллы при поступлении в ИжГТУ. Если брать выпуск 2018-го года, то из 27 человек информационно-технологического профиля — 14 (больше половины), выбрали технические специальности ИжГТУ. Мы каждый год «поставляем» вузу хороших, сильных детей!
Надо заметить, что у нас, кроме профильных информационно-технологических, есть еще профильные гуманитарные классы. И мы бы хотели наладить более тесную связь с такими кафедрами ИжГТУ, как «Философия и социология», «История Российской государственности», Институт цифровой экономики. Пока это носит эпизодический характер. Учитывая, что ИжГТУ готовит еще специалистов для государственного муниципального управления, нам хочется, чтобы это направление работало более активно.
Хорошо бы восстановить и практику — «школа-вуз» для учащихся 8-х-9-х классов, то есть, этим самым, готовить базу для профильных десятых классов.
Елена Геннадьевна Вечтомова, директор лингвистического лицея № 25.
— Что нас связывает? Самое главное, наши выпускники выбирают ваш вуз — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова! Здесь учится много наших лицеистов. Мало того, и выпускники технического университета идут к нам- уже преподавать. У вас есть кафедра, которая готовит переводчиков, а мы- лингвистический лицей, поэтому в этом плане мы с ИжГТУ пытаемся тесно взаимодействовать. Наш лицей с 2000-го года реализует образовательный эксперимент по раннему изучению иностранных языков по новой трехступенчатой системе.
К сожалению, наши самые сильные выпускники стремятся уехать в Москву и в Санкт-Петербург, и сегодня эта тенденция сохраняется. И, если мы раньше этим гордились, то теперь нас это сильно огорчает. Мы хотим, чтобы все-таки наши ребята были патриотами: учились в своем городе и строили будущее родной республики. Но для этого надо работать. Надо, чтобы вуз и лицей были в едином образовательном пространстве.
В принципе, это и есть цель данного совещания — наладить сотрудничество между школой и техническим университетом. И для нас важно получить полную и свежую информацию о возможностях вуза.
Владимир Петрович Аркашев, директор экономико-математического лицея № 29:
— С ИжГТУ имени М.Т. Калашникова мы сотрудничаем по разным направлениям, я назову некоторые. Преподаватели вуза ведут занятия в нашем лицее. У нас есть опыт работы в рамках проекта «Купол»- группа, первый выпуск которой был в 2017-м году.
Несомненно, у нас есть идеи по дальнейшему взаимодействию с вузом. В частности, есть идея создания лаборатории в 5-м корпусе. Это нам нужно и в рамках реализации проекта «Купол»-класс и в рамках индивидуального проекта, который должен выполнить каждый десятиклассник. Наши дети хотят не только получать теоретические знания, но и владеть определенными практическими навыками. Поэтому сегодня лаборатория с современной техникой — это необходимость (в «Кванториум» мы не вписываемся, поэтому не можем использовать его ресурсы для наших целей).
Надо сказать, что на уровне Министерства образования и науки УР у нас есть хорошие точки соприкосновения с ИжГТУ по организации разных олимпиад. С профессором В.Г. Тарасовым мы проводим школьные и республиканские туры по программированию. В этом направлении у нас сложилось более плодотворное сотрудничество. Мы являемся одним из организаторов тренировочных школьных сборов. Также на базе ИжГТУ организуем олимпиады по информатике. Но нам нужно работать плотнее и, желательно, на основании заключенных договоров.
Что касается наших выпускников — они охотно идут в ИжГТУ, и многие становятся лучшими студентами! Хотя бы такой пример. В полуфинале чемпионата мира по программированию, который проходил в Санкт-Петербурге, выступали три команды от ИжГТУ, которые одержали блестящую победу. А из девяти студентов четыре — выпускники нашего лицея. Это и наша победа!
Я надеюсь, что в рамках встречи сегодня прозвучат интересные мысли и предложения по дальнейшему сотрудничеству школы и вуза.