В Москве, в Российском университете дружбы народов прошел традиционный декабрьский Форум сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования.
Тема форума в этом году была сформулирована следующим образом: «От Приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» к Федеральному проекту «Экспорт образования». И именно последнему проекту было уделено основное внимание спикеров и участников Форума.
ИжГТУ имени М.Т. Калашникова на этом Форуме представлял директор Института международных образовательных программ Алексей Вячеславович Рябчиков.
Отметим, что федеральный проект «Экспорт образования» является частью Национального проекта «Образование», реализуется в период2019-2024 годов и ставит своей целью увеличение к 2024 году численности иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, до 425 тысяч человек за счет развития инфраструктуры, реализации государственной поддержки развития экспорта российского образования, повышения востребованности и конкурентоспособности российского образования.
Уровень значимости данного проекта и степени внимания к нему со стороны государства характеризуется тем фактом, что в работе Форума с докладами, разъясняющими суть и особенности нового проекта, выступили: председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская , директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Е.Г. Бабелюк, директор департамента проектной деятельности Минобрнауки России А.В. Зарубин и директор департамента международного сотрудничества Минобрнауки России И.Н. Ганьшин.
В ходе выступлений и развернутых по их окончанию дискуссий участников Форума были определены основные направления развития международной деятельности российских университетов и определены ее целевые показатели в рамках Федерального проекта «Экспорт образования» на период до 2024 г. Алексей Вячеславович поделился с нами некоторыми из них:
1. Повышение уровня интернационализации университетов — переход от «пассивного экспорта образования» к институциональной интернационализации, когда международная деятельность не является одним из направлений работы, но пронизывает все процессы, происходящие внутри университета.
2. Создание 50 ресурсных центров за рубежом, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов на углубленном уровне на русском языке. Причем, преподавание может вестись как очно, так и дистанционно. Для этого при поддержке Россотрудничества возможна подача заявок в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
3. Трудоустройство не менее 5% иностранных обучающихся, завершивших обучение, в российские компании, в том числе, для работы за рубежом.
4. Отбор не менее 20% иностранных студентов, поступающих по квоте Правительства Российской Федерации, через олимпиады школьников.
5. Использование летних и зимних школ в качестве инструмента привлечения иностранных граждан для обучения в российские вузы.
6. Проектирование, строительство и реконструкция студенческих городков для создания благоприятной среды обучения. Причем данное направление является самым затратным во всем проекте.
Необходимо также отметить, что в большинстве выступлений шла речь о консолидации усилий отдельных участников проекта — о кооперации вузов друг с другом (на региональном и федеральном уровнях), с индустриальными партнерами и с региональными властями. Отмечалось, что кооперированные проекты будут поддерживаться в конкурсах в первую очередь.
В заключение работы Форума была представлена методика оценки экспортного потенциала университетов. Она включает в себя 28 показателей, сгруппированных в 8 критериев:
I. Представленность в глобальных рейтингах университетов (вес показателя — 20%)
II. Численность иностранных студентов (20%)
III. Опыт работы с иностранными обучающимися и качество набора иностранных граждан (4%)
IV. Опыт работы с иностранными научно-педагогическими работниками (6%)
V. Наличие образовательных программ (включая онлайн) на иностранных языках (6%)
VI. Взаимодействие с иностранными партнерами (4%)
VII. Финансовая составляющая образовательной деятельности (10%)
VIII. Качество инфраструктуры (15%)
IX. Региональные показатели (15%).
Данная методика уже прошла апробацию и в ближайшее время с ее использованием будет составлен рейтинг экспортного потенциала российских университетов. Заметим, что у нашего университета по многим критериям ведется активная работа, но есть и такие, которые требуют достаточно большого внимания.
А.В. Рябчиков отметил, что работа Форума дала большую пищу для размышлений и определения направлений дальнейшего развития международной деятельности университетов России.