Приборостроительный факультет является активным участником проекта «Школьный университет» в нашем вузе и ежегодно реализует несколько курсов, как по летним, так и по годовым программам профориентационного обучения учащихся среднеобразовательных школ города Ижевск.
С 2009 года на кафедре «Сети связи и телекоммуникационные системы» и усилиями НОЦ «Инфокоммуникационные технологии» работает сетевая академия Cisco. Это пример успешного сотрудничества в области образования с промышленностью. Широкий спектр профессиональных курсов реализуется для студентов (основные программы) и инженеров (повышение квалификации).
В последние годы сетевая академия также разрабатывает курсы начального уровня, ориентированные в большей степени на учащихся школ7-11 классов. В 2018 году приборостроительный факультет вместе с Институтом ИВТ дали старт проекту «Школьный университет» и уже осенью запустили годовые программы для школьников. На П-факультете большинство таких программ базируется на курсах начального уровня сетевой академии Cisco нашего университета. В частности, мы обучили тогда по годовым программам около 200 школьников. В 2019 году была поставлена задача не сбавлять темп и в условиях усиливающейся конкуренции на образовательном рынке, как минимум, сохранить перечень реализуемых курсов и количество обучающихся.
В этом учебном году наибольший интерес на П-факультете у школьников вызвал традиционный для нас курс «Основы сетевых технологий». Они также обучились по курсам «Основы кибербезопасности» и «Интернет вещей». Учебный год заканчивается, и по итогам мая можно считать, что он также был насыщенным. Мы обучили долее 200 детей, многие из которых стали лучше понимать, какую профессию выбрать и куда пойти учиться после школы. В процессе обучения школьники в наших лабораториях практикуются на реальном телекоммуникационном оборудовании.
Кроме того, мы используем элементы электронного обучения и применяем дистанционные технологии, реализованные на базе облачной образовательной платформы. Насыщенное мультимедийное содержание наших курсов, включая интерактивные упражнения, видео, игровые методики и контрольные работы, все это стимулирует интерес к учебе и улучшает понимание материала. Практические лабораторные работы и упражнения, основанные как на применении реального оборудования, так и на компьютерном моделировании с помощью программных симуляторов, помогают школьникам развить навыки решения сложных практических задач.
Весной 2020 года к нам неожиданно пришел «коронавирус», и это стало совершенно новым вызовом для нас. Однако ни у кого из нас не было мысли о досрочном завершении обучения школьников, об упрощении или урезании программы обучения. Квалификация наших преподавателей, используемые образовательные технологии и программное обеспечение в работе со школьниками позволили легко перевести все обучение в дистанционный формат. При этом мы уверены в том, что практическая часть обучения, в том числе, лабораторные работы, не пострадали, — благодаря тому, что мы используем программные симуляторы, имитирующие работу с реальным телекоммуникационным оборудованием. Конечно, летать на реальном самолете подобным образом не научить, но в сфере ИТ и связи для большинства случаев это работает. Тем более, что до марта ребята уже успели попрактиковаться не «железках», поэтому в дистанте проблем с пониманием не возникло.
В режиме реального времени через систему видеоконференцсвязи и параллельно в программных симуляторах ребята под руководством преподавателя проектировали сети, настраивали сетевое оборудование, устанавливали и настраивали сетевое программное обеспечение, осваивали материал и сдавали тесты. Этот учебный год, несмотря на сложившиеся условия, мы завершаем без значительных потерь в контингенте учащихся школ.
На следующий учебный год мы настроены также решительно и планируем дальнейшее расширение линейки наших курсов для школьников. Эта весна показала, что не все школьники достаточно знакомы с компьютерной техникой, особенно в части настройки программного обеспечения и «железа». Это оказалось важным, в том числе для технического обеспечения домашнего обучения в дистанте. Поэтому мы будем предлагать новый сертифицированный курс по аппаратному и программному обеспечению ПК.
Уверены, что интерес у школьников также вызовет наш новый курс в области цифровых технологий беспилотных систем, подготовленный на базе новой лаборатории «Беспилотные системы». Вне зависимости от того, какими будут условия работы нашего университета в новом учебном году, проект «Школьный университет» на П-факультете, при поддержке ИНПО и отдела дополнительного образования и профессиональной подготовки, будет только расширяться; уверен, как и на всех других факультетах и институтах.
Декан приборостроительного факультета
А.В. Абилов