С 10 по 22 июля в Москве, в Сколковском институте науки и технологий на базе Университета НТИ 20.35, проходил образовательный интенсив «Остров 10-22», организованный Минобрнауки РФ, Агентством стратегических инициатив, Фондом «Сколково», РВК, Университетом «20.35», организацией «Цифровая экономика» и Платформой НТИ.
Цель интенсива — активное вовлечение российских вузов в цифровую трансформацию системы образования и в реализацию национальных проектов и федеральных программ, таких, как «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика», а также в создание и развитие региональных экосистем на основе университетов.
Понимая важность получения необходимых компетенций для обновления содержания образовательных программ, цифровой трансформации и перестройки основных процессов вуза в целях обеспечения технологического прорыва и решения задач цифровой экономики, ректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова В.П. Грахов сформировал команду, которая после обучения на «Острове 10-22» включится в работу над системными изменениями в образовании.
На «Острове 10-22» ИжГТУ представляли директор Института «ИиВТ» Игорь Архипов, декан приборостроительного факультета Альберт Абилов, декан факультета «Математика и естественные науки» Валентин Соболев, директор Бизнес-инкубатора Сергей Пигалев, а также директор МБОУ «СОШ № 80» Иван Кулемин.
В «нулевой» день, 9 июля, команда ИжГТУ прошла регистрацию и сразу погрузилась в программу «Острова», которая началась с открытых лекций — «Идеология и рынки НТИ» и «Управление на основе данных в образовании». Затем членам команды на основе алгоритмов искусственного интеллекта были назначены базовые лаборатории.
Впереди команду ожидало огромное количество интересных мастер-классов и мероприятий, способных изменить мышление и подходы в проектах, связанных с цифровой трансформацией университетов. Надо сказать, помимо образовательной программы большую часть времени на «Острове» занимала проектная работа — проработка сценариев, подходов и стратегий в рамках вектора технологического прорыва вуза.
Надо заметить, что перед высадкой на «Остров 10-22» команда ИжГТУ обучалась самостоятельно на онлайн-курсах, доступ к которым был предоставлен «Университетом НТИ 20.35». И это позволило максимально быстро включиться в работу. Главная цель участия команды ИжГТУ в этом большом проекте — это наращивание компетенций и проектной проработке основных положений будущей цифровой трансформации университета. А интенсив на «Острове», всецело поддерживаемый Президентом и Правительством РФ, окончательно убеждал в том, что цифровая трансформация университетов в России неизбежна и начнется очень скоро. Об этом свидетельствует также то, что министр образования и науки РФ, а также заместители министра и руководители департаментов приняли на «Острове» активное участие в обсуждение с командами университетов многих вопросов, а также в качестве спикеров на лекциях и мастер-классах.
Каждый день всех «островитян» начинался с трека «Спорт и ресурсные состояния» в 7 часов утра. Утренняя спортивная программа обязательна, и индекс вовлечённости команд в спортивные мероприятия учитывается сбором цифрового следа через приложения смартфонов. Вид спорта выбирали сами участники. А завершает каждый рабочий день культурная программа и дополнительные мастер-классы с 21 до 23 часов, — таким образом, команды вузов загружены минимум по 16 часов в день, так что мероприятие справедливо называется интенсивом.
Самый первый «островной» день начался с практического интенсива по созданию общественных пространств на территории университетских кампусов, где команда ИжГТУ приняла самое активное участие. Команды вузов знакомились с секретами благоустройства университетской территории и создавали пространства. Пробовали на себе метод соучаствующего проектирования, включились в деятельность по созданию будущих университетов уже сегодня, а на территории Сколтеха появились яркие арт-объекты и функциональные зоны. В этот же день команды включились в игру «Высокие ставки», суть которой заключалась в том, что на карте НТИ (Национальная технологическая инициатива) университеты определяли рынки и технологии НТИ, в которых они наиболее сильны, инициировали проекты, делали на них ставки и заключали игровые соглашения с командами других вузов. Игровая платформа новая и иногда сбоила, но это не помешало командам найти место своего вуза на «карте возможностей».
В рамках всей программы обучения на «Острове» следующих пяти дней проходила учеба вузовских команд в лабораториях, учебная практика в мастер-классах, групповая работа команд под руководством модератора и визионерские лекции от ведущих российских и зарубежных экспертов.
Первая неделя была посвящена усиленной «прокачке островитян» по широкому спектру компетенций и проектной работе команды в области цифровой трансформации университетов.
Участникам команды на основе алгоритмов искусственного интеллекта предлагалось несколько лабораторий, из которых они выбирали по три в порядке желаемого приоритета. Поскольку количество мест в лабораториях ограничено, по итогам автоматического отбора каждому была назначена одна лаборатория. Команда ИжГТУ на протяжении первых пяти дней интенсива обучалась в лабораториях, связанных с такими областями как, онлайн-образование в университете, управление на основе данных, экосистемное мышление и технологическое предпринимательство и трансфер технологий на рынках НТИ. Обучение в лабораториях не ограничивалось лекциями, а дополнялось множеством практических кейсов и обратной связью со слушателями.
На двухчасовых мастер-классах первой недели был предусмотрен в основном практический характер обучения. Ежедневно для выбора мастер-классов участники делали три ставки из ограниченного количество очков (всего 1022 очка на пять дней): если не сыграет ни одна ставка, то выбирается один из мастер-классов со свободными местами.
В групповой работе под руководством модератора большую часть занимала проектная деятельность. Опытный модератор помогал команде выработать понимание общей цели и представлений о стратегических задачах цифровой трансформации университета. Здесь строится образ будущего университета, определяются направления его перспективного развития, оцениваются ресурсы вуза (кадры, репутация, инфраструктура), прорабатываются ставки на рынки и технологии НТИ в области управления вузом, экосистемы развития, развития человека и содержания образования. Для каждой ставки готовятся соглашения с другими университетами и прорабатываются будущие проекты.
Не менее интересной и полезной для команды ИжГТУ стала ежедневная вечерняя часть программы визионерских лекций. Спикерами были как ведущие отечественные, так и зарубежные эксперты, а лекций так много, что посетить все просто нереально. Кроме того, ряд мастер-классов на «Острове» провели представители руководства Минобрнауки РФ: замминистра науки и высшего образования РФ Денис Солодовников представил основные подходы к созданию цифровой платформы образования, замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская выступила с лекцией на тему «Механизмы участия университетов в инновационном развитии регионов».
16 июля на «Острове» был днем свободного посещения мероприятий, но при этом стал не менее насыщенным. На пленарной дискуссии «Большие вызовы — большие ставки: рынки, технологии, таланты, институты» Дмитрий Песков и Александр Аузан (декан экономического факультета МГУ имени М.С.Ломоносова) ответили на вопросы слушателей «Острова 10-22». В ходе панельной дискуссии: «Подготовка кадров для экономики будущего: как удовлетворить спрос на „цифровые“ профессии?» Екатерина Бабелюк, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования, сообщила, что при Министерстве науки и высшего образования будет создан учебно-методический совет по цифровым компетенциям, уполномоченный отслеживать, чтобы во все федеральные государственные образовательные стандарты были включены необходимые цифровые компетенции.
17 июля началась вторая половина, все процессы на Острове ускоряются. Университетские команды после начальной «прокачки» компетенций теперь более сосредоточены на проектной работе.
Большинство ежедневных блоков интенсива определялись по ставкам, сделанным командами. Команда нашего университета на вторую неделю сделала ставку на две пятидневные проектные лаборатории: «Проектная работа по внедрению цифровой модели университета» и «Персональные траектории развития студентов в вузе: внедрение сервисов, реализация интенсивов Университета 2035». Обе ставки были выиграны. Работа началась.
В первой части дня второй половины «Острова» в проектных лабораториях проводятся лекции с элементами дискуссии от ведущих экспертов и держателей передовых практик, затем ведется проработка проектов в мини-группах, с обсуждением и оценкой экспертами. Послеобеденные мастер-классы выбирал каждый член команды ежедневно, делая на них ставки. Команда ИжГТУ во второй половине образовательного интенсива приняла участие в мастер-классах по таким темам, как «Цифровой след индивидуальной и групповой образовательной деятельности», «Данные в строительной отрасли», «Развитие предпринимательских компетенций у школьников с помощью акселерационной программы», «Открытие университетских «Точек кипения», «платформа НТИ», «Цифровая трансформация образования», «Смешанное обучение», «Как сделать вузы более эффективными», «Организация университетского фаблаба», а также многое другое. Всего было много, но все не охватить.
В проектной группе команда, согласно плану второй недели, продолжила изучать и проектировать процессы будущей цифровой трансформации университета. По совокупности всей информации на «Острове» и учитывая мнения выступающих ведущих экспертов, представителей компаний рынка НТИ и Минобрнауки РФ, основные акценты в проекте делаются на ключевые рынки и технологии, относящиеся к IT-отрасли, а также ориентацию на ОПК Удмуртской Республики. Целевые установки в области образования определяют поэтапное внедрение в будущем цифровом университете индивидуальных траекторий обучения студентов, технологий отслеживания цифрового следа компетенций человека (от школьника до глубокой старости), компетенции технологического предпринимательства у студентов вуза (будущих инженеров и управленцев) и культуры работы с данными, образовательных онлайн-платформ, а также становление вуза, как генератора стартапов и драйвера технологического развития Удмуртской Республики. Итогом работы стала презентация проекта и его перекрестная оценка экспертами и другими вузовскими командами.
Не менее интересно и полезно для команд проходила ежедневная вечерняя часть программы визионерских лекций от ведущих российских и зарубежных экспертов. Всего на «Острове» их было 45. Их видеозаписи доступны по ссылке. Материалы большинства лабораторий «Острова» доступны на сайте https://rf2035.net.
На образовательном интенсиве «Остров 10-22» всем вузам была предоставлена возможность подписать соглашения о получении доступа ко множеству цифровых сервисов экосистемы НТИ. Наш университет не упустил такую возможность и с осени 2019 года получит доступ к ним. Сервисов много, но среди них можно выделить следующие: «Доступ у цифровому контенту» (включает бесплатный доступ для студентов и преподавателей к более чем 100 онлайн-курсам от Сколтеха, платформ «Нетология» «еНано», а также ведущих университетов России), «Сбор и анализ цифрового следа», «Платформа кружкового движения НТИ», «Внедрение персональных траекторий развития студентов», «Сервис платформы формирования сетевых образовательных программ», «Точка кипения» на базе университетов«, «Открытая платформа экспертов НТИ», «Площадка подготовки и проведения Олимпиады НТИ».
Особо необходимо выделить сервис «Искусственный интеллект». ИжГТУ подписал меморандум о сотрудничестве в сетевом проекте по искусственному интеллекту с платформой Университета 20.35, Агентством стратегических инициатив (АСИ) и IT-компаниями, российскими лидерами по Искусственному интеллекту: Mail.ru Group, Крибрум, Skyeng, BigData Team, GIL.
Речь идёт о запуске единой программы обучения технологиям ИИ. Сетевой проект, в котором смогут участвовать студенты, преподаватели, управленцы и ученые, стартует уже в сентябре. Соглашение было подписано 22 июля 100 вузами России, участниками образовательного интенсива «Остров 10-22». Это позволит объединить усилия вузов, государственных и частных организаций для обеспечения лидерства России в области ИИ, а также разрабатывать технологии, которые будут применяться в науке и образовании, призванные повысить доступность и конкурентоспособность российского образования.
Елена Краснова