Образовательный интенсив «Остров 10-22», который проходит в Сколковском институте науки и технологий с 10 по 22 июля, организован Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив, Фондом «Сколково», РВК, Университетом «20.35», организацией «Цифровая экономика» и Платформой НТИ. Цель интенсива — активное вовлечение российских вузов в процессы трансформации системы образования, обеспечивающих технологический прорыв, создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития.
Завершилась первая неделя пребывания команды ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в Сколковском институте науки и технологий (СКОЛТЕХ), которая, благодаря насыщенности образовательных и проектных мероприятий интенсивного обучения, пролетела незаметно. Она была посвящена усиленной «прокачке островитян» по широкому спектру компетенций и проектной работе команды в области цифровой трансформации университетов.
Перед высадкой на «Остров» команда ИжГТУ обучалась самостоятельно на онлайн-курсах, доступ к которым был предоставлен «Университетом НТИ 2035». Это позволило максимально быстро включиться в работу. Главной целью участия команды ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в этом большом проекте — это наращивание компетенций и проектной проработке основных положений будущей цифровой трансформации университета; а интенсив на «Острове» окончательно убеждает в том, что цифровая трансформация университетов в России неизбежна и начнется очень скоро.
На торжественном открытии «Остров 10-22» 10 июля выступил Андрей Силинг, исполнительный директор АНО «Платформа НТИ». Спикерами первого дня были также директор направления «Молодые профессионалы» и спецпредставитель президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН Александр Кулешов, генеральный директор и председатель правления Российской венчурной компании Александр Повалко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир, директор центра EdCrunchUniversity НИТУ «МИСиС» и программный директор конференции EdCrunch Нурлан Муратович Киясов, генеральный директор «Университет 2035» Василий Сергеевич Третьяков.
Каждый день всех «островитян» начинается с трека «Спорт и ресурсные состояния» в 7 часов утра. Утренняя спортивная программа обязательна, и индекс вовлечённости команд в спортивные мероприятия учитывается сбором цифрового следа через приложения смартфонов. Вид спорта выбирают сами участники. А завершает каждый рабочий день культурная программа с 21 до 23 часов, — таким образом, команды вузов загружены минимум по 16 часов в день, так что мероприятие справедливо называется интенсивом.
Самый первый «островной» день начался с практического интенсива по созданию общественных пространств на территории университетских кампусов, где наша команда приняла самое активное участие. Команды вузов знакомились с секретами благоустройства университетской территории и создавали пространства. Пробовали на себе метод соучаствующего проектирования, включились в деятельность по созданию будущих университетов уже сегодня, а на территории Сколтеха появились яркие арт-объекты и функциональные зоны. В этот же день команды включились в игру «Высокие ставки», суть которой заключалась в том, что на карте НТИ (Национальная технологическая инициатива) университеты определяли рынки и технологии НТИ, в которых они наиболее сильны, инициировали проекты, делали на них ставки и заключали игровые соглашения с командами других вузов. Игровая платформа новая и иногда сбоила, но это не помешало командам найти место своего вуза на «карте возможностей».
В рамках программы следующих пяти дней проходила учеба вузовских команд в лабораториях (до обеда), учебная практика в мастер-классах, групповая работа команд под руководством модератора (до ужина) и визионерские лекции от ведущих экспертов.
Участникам команды на основе алгоритмов искусственного интеллекта предлагалось несколько лабораторий, из которых они выбирали по три в порядке желаемого приоритета. Поскольку количество мест в лабораториях ограничено, по итогам автоматического отбора каждому была назначена одна лаборатория. Команда нашего университета на протяжении 5 дней интенсива обучалась в лабораториях, связанных с такими областями как, онлайн-образование в университете, управление на основе данных, экосистемное мышление и сетевая отраслевая акселерация для рынков НТИ. Обучение в лабораториях не ограничивалось лекциями, а дополнялось множеством практических кейсов и обратной связью со слушателями.
На двухчасовых мастер-классах первой недели был предусмотрен в основном практический характер обучения. Ежедневно для выбора мастер-классов участники делали три ставки из ограниченного количество очков (всего 1022 очка на 5 дней): если не сыграет ни одна ставка, то выбирается один из мастер-классов со свободными местами.
В групповой работе команды каждого университета под руководством модератора большую часть занимала проектная часть. Опытный модератор помогал команде выработать понимание общей цели и представлений о стратегических задачах цифровой трансформации университета. Начата и продолжается работа по оценке сильных и слабых сторон внутренних процессов университета, а также — возможностей и угроз извне. Строится образ будущего университета, определяются направления его перспективного развития, оцениваются ресурсы вуза (кадры, репутация, инфраструктура), прорабатываются ставки на рынки и технологии НТИ в области управления вузом, экосистемы развития, развития человека и содержания образования. Для каждой ставки готовятся соглашения с другими университетами и прорабатываются будущие проекты.
Не менее интересной и полезной для нашей команды стала ежедневная вечерняя часть программы визионерских лекций. Спикерами были как ведущие отечественные, так и зарубежные эксперты, а лекций так много, что посетить все просто нереально. Из наиболее значимых, на наш взгляд, визионерских лекций и мастер-классов, которые посетила наша команда, были: «Цифровой демонтаж или 4 версии будущего» (Николай Ютанов, футуролог, астрофизик, преподаватель Открытого университета Сколково), «Тенденции развития высшего образования в условиях цифровизации» (Ярослав Кузьминов, ректор НИУ «Высшая школа экономики»), «Редизайн высшего образования для работы будущего» (Cкотт Палсифер, президент Университета Уэстерн Говернорс (WesternGovernorsUniversity, США), «Оценка университетов с точки зрения возможности трудоустройства» (Нунцио Куакарелли, генеральный директор QS QuacquarelliSymonds, ЗвиГалил (ZviGalil), декан колледжа компьютерных наук Технологического института Джорджии), «Будущее образовательных технологий» (Анна Дементьева, программный директор Института поддержки стартапов xEdu), «Искусственный и человеческий интеллект» (Джоанна Брайсон, доцент кафедры компьютерных наук в Университете Бата).
Кроме того, ряд мастер-классов на «Острове» провели представители руководства Минобрнауки РФ: замминистра науки и высшего образования РФ Денис Солодовников представил основные подходы к созданию цифровой платформы образования, замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская выступила с лекцией на тему «Механизмы участия университетов в инновационном развитии регионов».
16 июля на «Острове» был днем свободного посещения мероприятий, но при этом стал не менее насыщенным. На пленарной дискуссии «Большие вызовы — большие ставки: рынки, технологии, таланты, институты» Дмитрий Песков и Александр Аузан (декан экономического факультета МГУ имени М.С.Ломоносова) ответили на вопросы слушателей «Острова 10-22». В ходе панельной дискуссии: «Подготовка кадров для экономики будущего: как удовлетворить спрос на „цифровые“ профессии?» Екатерина Бабелюк, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования, сообщила, что при Министерстве науки и высшего образования будет создан учебно-методический совет по цифровым компетенциям, уполномоченный отслеживать, чтобы во всех федеральные государственные образовательные стандарты были включены необходимые цифровые компетенции.
В панельной дискуссии EdCrunch «Место университетов в глобальной технологической повестке», в которой приняли участие представители разных стран, состоялось обсуждение будущего университетов, их роли в современном мире, а также новые стратегии и пути адаптации. Команда нашего университета также приняла участие во всех этих дискуссиях.
Работа на «Острове» ещё не окончена, и впереди очередная пятидневка интенсива. Ожидается ещё более напряженная неделя обучения в проектных лабораториях, мастер-классах, клубах мышления, на визионерских лекциях, а также — продолжение работы над нашим командным проектом цифровой трансформации альма-матер и его последующая защита в финале.
Альберт Абилов,
декан Приборостроительного факультета