Инклюзивное образование: практика и сотрудничество

 Вчера состоялось выездное совещание «Организация сопровождения студентов с инвалидностью  в вузе», посвященное лучшим практикам инклюзивного образования Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова и опыту работы Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Вятский государственный университет). Участники совещания обменялись опытом, лучшими практиками инклюзивного образования, анализируя потребности, оценивая прогресс и достигнутые результаты.

Перед участниками выступил первый проректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, к.т.н., доцент Александр Викторович Губерт: «Уже пятый год в ИжГТУ учатся слабослышащие и абсолютно глухие студенты по направлению „конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств“ в Институте „Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии“. Главная трудность — у этих студентов свой темп обучении, их программа на год длиннее. Но уже сегодня наших выпускников готовы принять на одном из ижевских заводов. Сегодняшнее мероприятие нацелено на совершенствование нашей методической работы.

Параллельно на другой площадке вуза завершается обучение по модульной сетевой программе повышения квалификации сотрудников вуза по вопросам организации обучения лиц с инвалидностью».

К участникам выездного совещания обратилась и руководитель РУМЦ ВятГУ, канд. пед. наук, доцент Светлана Борисовна Башмакова: «Наше сотрудничество с ИжГТУ имени М.Т. Калашниковым достаточно плодотворное. К тому же, это первый вуз, который откликнулся на предложение заключить соглашение о сотрудничестве. Мы — федеральный центр под эгидой министерства науки и высшего образования РФ. РУМЦ ВятГУ , который работает на шесть регионов, мы предоставляем информацию для 23 вузов России. Наша цель — распространение системы инклюзивного образования инвалидов в России. Причем, есть необходимость сегодня разрабатывать методики, технологии обучения для студентов-инвалидов с разной степени выраженности заболевания: от самой тяжелой до самой легкой, а также доведение этих студентов до профессионализации и трудоустройства».

Об опыте работы РУМЦ ВятГУ на совещании рассказали руководитель отдела консалтинга РУМЦ ВятГУ, канд. психол. наук, доцент Наталья Николаевна Шешукова и руководитель центра коллективного пользования РУМЦ ВятГУ, канд. пед. наук, доцент Елена Вячеславовна Хмелькова.

По данным руководителя учебно-научного центра ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, канд. техн. наук Людмилы Николаевны Колесниковой,

«В ИжГТУ сегодня создана инклюзивная образовательная среда для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по направлению «конструкторско-технологическая подготовка машиностроительных производств.

В ней задействованы 26 преподавателей, пять сурдопереводчиков, психолог, обслуживающий персонал более 10 человек, включая тьюторов. В вузе создан Центр инклюзивного образования, который осуществляет методическую поддержку проекта. В 2020-м году будет наш первый выпуск, и за эти пять лет у нас накоплен определенный опыт такой образовательной деятельности в высшей школе. А целью нашего совещания станет разработка „дорожной карты“ — конкретного плана работы с РУМЦ ВятГУ по инклюзивному обучению студентов в системах высшего профессионального образования». 

Дата: 01.11.2019
Полезная информация