Летом уставшие от дистанционного режима обучения студенты и преподаватели получили долгожданную передышку, чего нельзя сказать про Институт образовательных технологий, учебное правление и управление информатизации — службы, которые обеспечивали этот незапланированный формат жизни вуза.
В первую очередь был проведен разбор полетов. В частности, выяснилось, что необходимо переработать нормативную базу по ведению учебной деятельности в цифровом формате. Актуальной задачей стало обновление оборудования (сервер) для бесперебойной работы большого числа пользователей в среде «Moodle». В связи с применением программного обеспечения «Zoom» были приобретены соответствующие лицензии для его использования.
Комментирует Иван Новоструев — администратор системы электронного обучения ИжГТУ, ведущий инженер-программист Управления информатизации:
— В августе мы успешно перенесли систему электронного обучения на новый, стабильно работающий сервер. Это было необходимо, так как на прошлом сервере случались постоянные сбои в работе, которые приводили к недоступности системы, что, в свою очередь, делало практически невозможным учебный процесс в дистанционной форме и доставляло «страдания» пользователям. С чем это можно сравнить? Это как переезд из ветхого жилья с протекающей крышей в новый комфортный и теплый дом.
Был несколько расширен и функционал системы. В частности, добавлена возможность преподавателям записывать студентов на свои курсы через личный кабинет ИжГТУ. Эта функция призвана сделать жизнь преподавателей и студентов намного проще, избавить их от ненужной работы и предоставить время для учебы и творчества. Раньше был доступен только ручной режим, а сейчас это делает специальная программа-робот: он не только записывает студента на курс, но и создает внутри этого курса группу, к которой приписывается студент. Это помогает преподавателю легче и гибче организовывать учебный процесс. В данный момент мы продолжаем работы по улучшению данного сервиса.
Была также добавлена возможность указывать дополнительные настройки электронного курса, которые в первую очередь нужны для мониторинга учебного процесса в дистанционной форме. Это позволяет понять, насколько та или иная учебная программа обеспечена информационными ресурсами.
Приятной мелочью может служить добавление в систему специального модуля, позволяющего преподавателю в удобной форме видеть сданные на проверку работы. Этот модуль избавит он необходимости постоянной проверки наличия новых отправленных студентами на проверку работ.
В ближайших планах — обновить систему до новой версии, которая подарит пользователям множество новых возможностей.
Не остались без внимания и люди. С начала учебного года по пятницам продолжается серия новостно-образовательных встреч для научно-педагогического и учебно-вспомогательного персонала вуза. На первой видеовстрече уже удалось пообщаться с более чем 60 преподавателями разных институтов. Не всем удается сразу освоить азы интернета. Для этой категории сотрудников имеется возможность посещения очных консультаций согласно графику, размещенному на интернет-странице Института образовательных технологий. По заявкам проводятся групповые учебы, согласованные по времени и темам с руководителями подразделений. Такой возможностью уже успели воспользоваться сотрудники библиотеки вуза. Для них была проведена серия очных встреч по использованию средств видео-конференц-связи «Zoom».
Продолжается освоение новых образовательных форматов. Уникальный видеокурс профессора С. Г. Селеткова «Докторская диссертация» прошел республиканскую экспертизу и получил положительные отзывы. К изучению 40 уроков, размещенных на платформе Stepik, приступили уже 95 учащихся из разных частей нашей страны.
Сейчас в аналогичном формате идет подготовка курсов «Начертательная геометрия» (автор О. В. Жуйкова, канд. пед. наук) и «Проектная деятельность» (автор Н. П. Устинова, канд. пед. наук). Процесс этот требует серьезной технической и методической подготовки. Например, для записи лектора требуется оснащение видеостудии. На данный момент видеосъемки ведутся совместно со студенческим центром «Интеграл». Для подготовки сопроводительного и иллюстративного материала привлекаются сотрудники отдела мультимедийных технологий управления информатизации. Отрабатывается механизм взаимодействия исполнителей и форматы данных для работы на всех этапах подготовки видеолекции, начиная со сценария и заканчивая готовой лекцией.
Шаг за шагом коллектив нашего университета осваивает онлайн-просторы современного образования.